Максим Баклагин (слева) и Вячеслав Исаев
В Московском областном суде скоро начнется процесс, который позволит понять — кто и зачем поддерживал российских наци.

Скоро в Московском областном суде начнется процесс, который поможет ответить на очень важный вопрос: откуда появился российский «Правый сектор»? История его кровавой деятельности — многоэпизодна и многолюдна, но разбирательство в деле БОРНа (Боевая организация русских националистов) позволит приблизиться к истокам: и к теории «управляемого национализма», ставшего в итоге неуправляемым, и к стратегии точечного политического террора, и к тому, как — пусть и наивно — российские нацисты планировали прийти к власти. Хотя, что значит — наивно? Кто еще год назад, например, слышал фамилию Ярош?

О БОРНе впервые заговорили после расстрела январским днем 2009 года адвоката Станислава Маркелова и журналиста «Новой» Анастасии Бабуровой — спустя несколько недель по редакциям кинули рассылку от имени этой организации, члены которой брали на себя ответственность за публичную казнь. И первым арестованным членом БОРНа стал убийца адвоката и журналистки Никита Тихонов, получивший пожизненный срок.

Тогда казалось, что БОРН — это зонтичный бренд, под которым лишь подписываются те, кто совершают громкие преступления по фашистским мотивам. Выяснилось — это не так. Да, БОРН только-только сложился как единая структура, но успел оставить за собой множество трупов, а его члены и до участия в этой подпольной структуре дел натворили немало. И, можно сказать, повезло, что убийство Стаса и Насти — скорее всего, впрочем, из-за географии: в двух шагах от Кремля — получило большой резонанс и было отправлено в центральный аппарат Следственного комитета, а не спущено «на землю», где до этого гнили дела об убийстве антифашистов и представителей «неславянских наций», чьи жизни отняли те же самые люди, которые сейчас оказались на скамье подсудимых. Ну а после убийства судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, знаменитого своими жесткими и справедливыми приговорами фашистам, на ноги были подняты все: и в ФСБ, и в Следственном комитете.

Стали изучать старые дела и хвататься за голову: банду можно было остановить много лет назад. Но с националистами тогда заигрывали на государственном уровне, используя для террора по отношению к левым и либералам: на их «шалости» внимания старались не обращать, а многим из властной элиты и сотрудников правоохранительных органов они казались социально близкими: за здоровый образ жизни, за великую Россию, геев бьют… Да и до сих пор среди сотрудников полиции много людей, симпатизирующих наци, особенно в центрах «Э» (подразделения по борьбе с экстремизмом), которые, собственно, и должны были фашистов отлавливать.

Действующие персонажи. Члены банды

Максиму Баклагину, Вячеславу Исаеву, Михаилу Волкову в разных конфигурациях предъявляют следующие обвинения: совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 282 прим. — участие в экстремистском сообществе; ч. 2 ст. 209 — участие в вооруженной банде; п.п. «а», «ж», «з» и «л» ч. 2 ст. 105 — убийство двух и более лиц, совершенное по мотивам политической, идеологической, национальной или религиозной ненависти организованной группой по предварительному сговору, сопряженное с бандитизмом; ч. 3 ст. 30 — покушение на преступление; ст. 295 — посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие; ст. 317 — посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов и ч. 3 ст. 222 УК РФ — незаконное приобретение и оборот оружия.

Юрию Тихомирову, ранее уже осужденному за убийство антифашиста Ильи Джапаридзе, инкриминируют три статьи: экстремистское сообщество, бандитизм и незаконный оборот оружия.

Никита Тихонов
Осужденный на пожизненное заключение Никита Тихонов по другим эпизодам преступлений заключил сделку со следствием, на процессе будет выступать свидетелем, а его дело рассмотрят особым порядком.

Алексей Коршунов
Алексей Коршунов долгое время скрывался от следствия после убийства судьи Чувашова, выехал в Украину, где и подорвался на собственной гранате во время пробежки.

Илья Горячев оговаривает Никиту Тихонова
Еще один предполагаемый член банды — Илья Горячев, бывший глава «Русского образа», недавно экстрадированный из Сербии, будет судим позднее — его дело выделено в отдельное производство.

Таким образом, из установленных бойцов БОРНа на свободе пока остается лишь один Александр Паринов по кличке Румын. Но есть все основания предполагать, что круг участников окажется в итоге шире.

В обстоятельствах преступлений, совершенных членами БОРНа, и в роли каждого из них еще предстоит разбираться и суду, и журналистам, и обществу. Пока хотелось бы оценить масштаб, используя для этого материалы официального следствия и ограничившись лишь комментариями к ним. Предваряя выдержки из обвинительного заключения, которое само составляет целый том уголовного дела, отметим и то, что следствие не стало, как это бывало много раз ранее, отказываться по делам националистов от трудно доказуемого обвинения в создании экстремистского сообщества, а, напротив, всячески подчеркивает этот факт, соединяя его (юридически выражаясь) в идеальной совокупности с обвинениями в создании вооруженной банды.

Из обвинительного заключения:

«В экстремистском сообществе и совершаемых преступлениях в разное время с середины 2008 г. по март 2011 г. на разных этапах деятельности приняли участие Коршунов А.С., который также стал одним из его руководителей, Волков М.А., Паринов А.И., Баклагин М.Ю., Исаев В.Е., Тихомиров Ю.А. и иные не установленные следствием лица, придерживавшиеся радикальных националистических взглядов. <…>

Горячев И.В. и другие неустановленные лица, являясь организаторами и руководителями экстремистского сообщества, в целях конспирации осуществляли общее руководство и планирование экстремистской деятельности сообщества через Тихонова Н.А., в связи с чем давали ему поручения о подготовке и совершении преступлений экстремистской направленности в отношении конкретных лиц, а также о самостоятельной организации совершения данных преступлений, принимали меры по обеспечению экстремистского сообщества финансовыми средствами.

На вооружении экстремистского сообщества, в частности, находились кастет и ножи, огнестрельное бесствольное оружие самообороны — травматические пистолеты «Оса», огнестрельное оружие — пистолеты калибров 7,65 мм и 9 мм; револьверы калибра 7,62 мм; обрезы ружей 12 и 16 калибра, а также обрез винтовки калибра 7,62 мм; 5,45-мм автомат конструкции Калашникова АКС-74У и 9-мм пистолет-пулемет; большое количество боеприпасов различного калибра, взрывные устройства и гранаты.

<…> членами экстремистского сообщества использовались поддельные документы <…> четыре самодельных взрывных устройства (СВУ), изготовленных по типу ручной осколочной гранаты дистанционного действия, состоящих из корпусов гранат Ф-1 <…> (далее — длинный список взрывателей, детонаторов и запальных трубок. — Ред.), изъятые 3 ноября 2009 г. при обыске в месте проживания организатора и руководителя банды Тихонова Н.А. <…>».

В раскрытии преступлений, совершенных членами БОРНа, во многом помогло несколько обстоятельств. Во-первых, данные прослушки, установленной на съемной квартире Тихонова и его гражданской жены Хасис, также осужденной за убийство Станислава Маркелова (18 лет лишения свободы). Детальный анализ стенограмм позволил выйти почти на всех членов наци-подполья и определить, какие преступления они совершили и какие планировали. Кстати, в многостраничном списке «на устранение», изъятом при обыске, — несколько десятков фамилий: известные адвокаты, общественные деятели, политики, служители культа (в том числе высокопоставленный иерарх РПЦ), журналисты, антифашисты…

Во-вторых, Тихонов и Хасис (уже после своего осуждения) признались в совершенном преступлении, пошли на сотрудничество со следствием и дали подробные показания.

В-третьих, после ареста заговорили и другие члены банды (за исключением Тихомирова и — пока — Горячева).

Помнится, во время суда над Тихоновым и Хасис многие правозащитники из числа тех, кто редко ходит на судебные заседания, но всегда имеет свое мнение, основанное на словах адвокатов и родственников подсудимых, шумно писали о «жертвах кровавого режима». Хочется им посоветовать: внимательно вчитайтесь в следующий фрагмент обвинительного заключения и приходите на процесс — всех «жертв» вы услышите лично, а потом — помяните погибших.

Из обвинительного заключения:

— «10 октября 2008 г. Волков М.А., Тихонов Н.А. и Горячев И.В. по мотивам идеологической ненависти и вражды с использованием в качестве оружия неустановленных следствием кастета и ножа у подъезда дома 19 по 9-й улице Соколиной Горы в г. Москве совершили убийство Филатова Ф.В.».

Федор Филатов, 27 лет. Двое вооруженных людей напали на него возле подъезда. Федор пытался отбиваться мотоциклетным шлемом. Ему не было нанесено ни одного смертельного ранения — умер в больнице, не приходя в сознание, от кровопотери. Филатов, больше известный по имени Федяй, — один из основателей движения антифа в столице, стоял у основания Moscow Trojan Skinheads — сообщества антиполитичных скинхедов-антирасистов Москвы и Московской области. Дело расследовалось отвратно и превратилось в висяк, пока его не изъяли из производства местного следственного отдела.