ВПК Белый Крест
«Решил, что будут убивать». В Мурманске начался процесс над участниками националистической группировки.

«Первое заседание нашего судилища. На борьбу с русской молодой оппозицией встанут все силы Ада», — такую запись в соцсети сделал мурманчанин Александр Валов, представший перед судом по обвинению в организации экстремистского сообщества. Впервые в Заполярье в суд передано дело с такой формулировкой. На скамье подсудимых кроме Валова Евгений Филимонов — как участник экстремистской группировки. Оба обвиняются также в нападении на гражданина Узбекистана Ботиржона Абдирахманова, совершенном год назад в Первомайском округе Мурманска.

В деле есть еще один фигурант — Игорь Билан, который заключил сделку со следствием и сдал подельников.

Валов — фигура в Мурманске известная — организатор «русских маршей». Является лидером региональной ультраправой организации «Панславянское национальное добровольческое объединение», участник групп «Мурманский Доброволец», «Косовский Фронт — Мурманск», «Народный Собор — Мурманск». По данным еврейского центра «Сова», в 2009 году был судим за то, что изрисовал свастиками здание ПТУ в Полярных Зорях. Получил год условно, судимость уже погасил.

По версии обвинения, созданная им же «Русская организация «Белый крест» — неформальная националистическая группировка. При обыске в квартире Валова изъяли флаги, напульсники и даже посуду с соответствующей символикой. Идеи крайнего национализма, согласно фабуле уголовного дела, северянин исповедует несколько лет. Экстремистское сообщество стало устойчивым не позднее марта 2013 года. Входили в него подсудимые и Билан, а также еще не менее 16 человек, как считает гособвинитель. Правда, имена этих 16 так и не прозвучали, в деле они не фигурируют.

Впрочем, так ли многочисленны ряды сторонников «Белого креста» — вопрос. В соцсети Валов, готовясь к процессу, приглашал прийти как свидетелей всех соратников, напоминал, что якобы на «русские марши» собирались до 200 человек. Мол, всех милости просим в суд. Прямо скажем, две сотни участников у памятника Кириллу и Мефодию, где одно время прописались националисты, припомнить сложно — максимум несколько десятков. Но и они в зал не явились. Поддержать обвиняемых пришли всего четверо слушателей.

В чем конкретно идеология «Белого креста»? В речи прокурора отчетливо прозвучало: подсудимые исповедовали неонацизм и неофашзм. По словам гособвинителя, спаянная группа, созданная для нападения на лиц неславянской внешности, применяла конспирацию, имела жесткую систему табу — например, запрет на спиртное и на все, что мешает здоровому образу жизни. Валов лично отбирал кандидатуры на вступление в группу.

Правда, политзанятия, которые вел этот гуру со средним образованием, ограничивались совместным просмотром тематических интернет-ресурсов.

Сам Валов уверяет: преследуется незаконно, причина — его оппозиционные взгляды по отношению к государственной власти. Обвинения он характеризует как «галлюциногенные домыслы местных следователей, вменяемые для того, чтобы дисквалифицировать его из политического поля». А на своей странице в соцсети мстительно выкладывает фото полицейских, имеющих отношение к расследованию.

Впрочем, взяли его вовсе не на митинге или пикете, а после обычной драки. Согласно материалам дела, Валов со товарищи 18 мая прошлого года у дома 105 на Кольском проспекте избили узбека-разнорабочего, которого заметили на остановке «Улица Беринга». Проследили за ним, у дома Филимонов сзади напал на него. По показаниям Билана, бил только Филимонов, но планировали операцию и наблюдали за ней остальные. Бил кулаками, ногами и кастетом. Затем приятели провозгласили: «Россия — для русских!» — и двинулись восвояси.

Суд идет при участии переводчика — Ботиржон, хоть и сносно владеет русским, давать показания предпочел на родном языке. На допросе он пояснил, что, замешкавшись у домофона, услышал сзади шаги. Обернулся — получил удар. Говорит, били все трое, во время избиения выкрикивали: «Россия — для русских!», «Хачам смерть!», «Убирайся из России!». Услышал — решил, что будут убивать, но когда позвал на помощь, нападавшие разбежались. Тогда с друзьями и братом Ботиржон сам выследил обидчиков уже на Копытова. Якобы «хотел уточнить, за что били». Что ж, хорошо, что дело было в людном месте, и молодой человек не нарвался на дополнительные «объяснения». По версии обвиняемых, узбеки их сами побили. Дело о побоях — у мирового судьи. Филимонов, частично признавший вину, говорит, что конфликт спровоцирован Биланом — якобы агентом центра по противодействию экстремизму УМВД.

Прошло оглашение обвинения и допрос потерпевшего. В заключение адвокат Валова уточнил, почему заявление в полицию пострадавший подал не сразу после конфликта, а через пару дней. И получил бесхитростный ответ:

— Я сразу обратился, но мне сказали, что заявление надо написать по-русски без ошибок…

За хулиганство и побои по мотивам национальной ненависти, а также организацию и участие в экстремистском сообществе подсудимым грозит до 13 лет лишения свободы. Они рассчитывают на более благоприятный для себя исход дела и собирают деньги на адвокатов. Даже провели акцию: за каждые перечисленные 200 рублей — метр «имперской» — черно-желто-белой — ленты в подарок. Впрочем, дело обещает быть долгим, так что, сколько метров тесьмы нужно запасти подсудимым, предположить трудно.

Татьяна БРИЦКАЯ
Опубликовано: «Мурманский вестник»