NS/WP Невоград
В Санкт-Петербурге члены экстремистской группировки признаны виновными в совершении ряда преступлений по национальным мотивам.

Собранные Главным следственным управлением Следственного комитета РФ по городу Санкт-Петербургу доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора в отношении членов преступной группы Владимира и Валентина Мумжиевых, Артема Завьялова, Евгения Корябкина, Германа Венгервельда, Дмитрия Абалишина, Романа Вейца, Кирилла Присяжнюка и Арсения Мирошниченко. В зависимости от роли каждого они признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а», «ж», «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство), п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды), ч. 3 ст. 30, п.п. «ж», «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство), ч. 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство), ст. 223 УК РФ и ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств).

Следствием и судом установлено, что в 2009 году житель Санкт-Петербурга Георгий Тимофеев, осужденный за совершение указанных преступлений в 2012 году, создал преступную группу для подготовки и совершения преступлений экстремистского характера. Деятельность членов группы была направлена на возбуждение расовой и национальной ненависти и вражды по отношению к уроженцам Кавказа, Азии, Африки. Кроме того, их действия были основаны на принципах нетерпимости к лицам, ведущим асоциальный образ жизни.

В состав группы помимо Тимофеева входили 11 молодых людей в возрасте от 17 до 24 лет. По данным следствия, они совершали преступления на территории Санкт-Петербурга с 2009 по 2010-й годы. За это время члены группы совершили десятки тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе 10 убийств, 5 покушений на убийство, подрыв автобусной остановки на пересечении Заневского проспекта и проспекта Шаумяна, поджог храма Казанской Божией Матери. Кроме того, злоумышленники распространяли листовки экстремистского характера.

Отличительными признаками преступной группы явилось четкое планирование, неоднократность совершения преступлений экстремистской направленности, устойчивость, стабильность состава группы, единство психологических устремлений входящих в нее лиц, а также идентичный способ совершения преступлений. Следствием установлено, что лидер группы поручал ее участникам делать видеозаписи преступлений с целью их дальнейшего публичного распространения.

Так, в канун Нового 2010 года в сети Интернет были размещены шокирующие кадры убийства гражданина Республики Гана Гваждо Авенга. При этом видеозапись комментировал мужчина в маске на фоне фашистской свастики. Именно благодаря этой видеозаписи следователям удалось по горячим следам задержать двух лидеров преступной группы, а затем и всех остальных.

Ранее член указанной группировки Дмитрий Недугов, заключивший досудебное соглашение, был осужден. Еще один соучастник осужденных находится в розыске.

В ходе предварительного расследования следователю, в производстве которого находилось указанное уголовное дело и его родственникам, неоднократно поступали угрозы убийством, в связи с чем были предприняты необходимые меры по обеспечению безопасности указанного сотрудника и членов его семьи.

Следствием были тщательно собраны доказательства по делу, объем которого составил около 90 томов. В ходе следствия было проведено более 150 экспертиз, допрошено более 100 свидетелей.

тройка судей

Приговором суда Герману Венгервельду назначено наказание в виде 24 лет лишения свободы, Владимиру Мумжиеву – 16 лет лишения свободы, Валентину Мумжиеву и Артему Завьялову – 14 лет лишения свободы, Евгению Корябкину и Дмитрию Абалишину – 7 лет лишения свободы, Роману Вейцу – 2 лет лишения свободы условно, Кириллу Присяжнюку – 3 лет лишения свободы, Арсению Мирошниченко – 9 лет лишения свободы.

Как сообщает корреспондент «Фонтанки» из суда, приговор слушали 9 подсудимых, восемь из которых находятся под арестом. Судья Аркадий Кургузов с первых слов дал понять, что тройка профессиональных судей, которую он возглавлял, признала фигурантов виновными по большинству эпизодов.

Аркадий Кургузовсудья

Первый преступный эпизод, попавший в дело, зафиксирован 6 апреля 2009 года – символическая дата рождения «Невограда». Арсений Мирошниченко и Дмитрий Абалишин участвовали на проспекте Шаумяна в ножевой расправе над приезжим из Узбекистана, Роман Вейц снимал убийство на камеру для публикации в интернете. Руководил акцией Георгий Тимофеев, ранее признанный лидером «Невограда» и приговоренный летом 2012 года к 13 годам колонии по условиям сделки со следствием.

17 августа 2009-го Евгений Корябкин и уже осужденный на 4,5 года Дмитрий Недугов подожгли «коктейлями Молотова» приход православного храма во имя Казанской иконы Божьей Матери на проспекте Стачек. Мотивом назвали привлечение внимания общественности к националистическому движению. Преступление квалифицировали как хулиганство.

Через 12 дней, как установил суд, Герман Венгервельд и Валентин Мумжиев заживо сожгли двух женщин в припаркованном на проспекте Культуры автомобиле «Запорожец». Мотив социальной ненависти, впрочем, суд отверг на том основании, что бездомные в силу своей апатичности и мизерной роли в жизни общества социальную группу не образуют. На месте преступления присутствовал и Кирилл Присяжнюк, но по обинению в убийстве с особой жестокостью его оправдали. Он стоял в стороне от автомобиля.

14 ноября 2009-го они же (Венгервельд, Мумжиев, Присяжнюк), как считало следствие, изготовили муляж взрывного устройства из пластилина и электронных часов с проводами и изолентой. На коробке Присяжнюк нарисовал свастику и написал «Хасис» – фамилию задержанной по подозрению в убийстве адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой. Муляж устройства оставили в вагоне метрополитена. Однако суд не признал его виновным в хулиганстве и оправдал.

Эпизод с подрывом мусорной урны в ноябре 2009 года лишил «Невоград» права на присяжных. Георгий Тимофеев и Артем Завьялов заложили маломощное взрывное устройство у остановки транспорта на Заневском проспекте и привели в действие. Осколки попали в ногу случайному прохожему, повредили автомобиль и разбили три стекла. Следственный комитет счел этот взрыв терактом, но суд признал квалификацию явно натянутой. Взрыв произошел в безлюдном месте, явно не был нацелен на устрашение населения и причинение значительного ущерба, да и заставить госорганы принимать нужные для нацдвижения решения в области межнациональной политики никак не мог. Обвинение в теракте, за который прокуратура просила приговорить его к 12 годам, с Завьялова сняли, сменив на статью «Хулиганство».

«Невограду» вменили убийство африканца Карлоса Менди на проспекте Ветеранов 25 декабря 2009 года. Как установил суд, удары наносили Тимофеев и Валентин Мумжиев, а Корябкин снимал убийство по национальному мотиву на видео. Эту запись с обращением к националистическому движению опубликовали в интернете под названием «Новый год – новый террор». Текст обращения, стоя на фоне свастики, зачитывал Присяжнюк.

Убийство Менди увенчало целую серию нераскрытых убийств и покушений, совершенных членами «Невограда» в 2009 году. С ножами по двое-трое они нападали на прохожих с неславянской внешностью. География экстремистских преступлений – Купчино, «Елизаровская», «Ломоносовская», проспект Шаумяна, «Ладожская». Всего, как установили на судебном следствии, на счету членов «Невограда» семь убийств, восемь погибших, четыре покушения, хулиганство, экстремизм, незаконный оборот взрывчатых веществ.

В прениях прокуратура просила для Германа Венгервельда, отрицавшего причастность к большинству эпизодов, пожизненного заключения в колонии особого режима, для Завьялова – 22 года, для братьев Валентина и Владимира Мумжиевых – 20 и 18 соответственно. Еще четверым гособвинитель Светлана Ефименко определила наказание от 6 до 12 лет. Роману Вейцу сочла возможным запросить условный срок.