NS/WP Невоград
«Тройка» приговорила. Суд в Петербурге вынес приговор одному из самых опасных неонацистов в России, Герману Венгервельду по прозвищу Стратег, и его восьми соратникам.

В городском суде Санкт-Петербурга в понедельник коллегия судей вынесла обвинительный приговор группе неонацистов из девяти человек. Свою группировку они называли «NS/WP Невоград». На последнее заседание суда явилась большая группа поддержки — родственники и друзья подсудимых, около 30 человек, а также множество журналистов, телекамер.

«Мой сын совершенно нормальный»

Перед заседанием корреспонденту «гусской планеты» удалось пообщаться с отцом Германа Венгервельда — Германом Венгервельдом-старшим. Венгервельд считает, что его сын не был лидером неонацистов.

«Эта группировка была скомпонована в большой степени случайно, — считает Венгервельд-старший. — Было несколько человек, которые хорошо знали друг друга, а остальные познакомились, пока шел суд. Поэтому сложно говорить, что есть лидер. А группировку придумали из ничего для общественного мнения, показать, что это якобы группировка. Мой сын — лидер сам по себе, по жизни, а не лидер данной группировки».

Отец считает, что сын — обыкновенный студент. Объяснить произошедшую с ним перемену он не может.

«Он достойный человек, нормальный совершенно, — сказал Венгервельд-старший. — Он учился в институте Бонч-Бруевича, окончил второй курс, перешел на третий, занимался спортом активно. Плаванием, лыжами. Учился нормально, не был никогда ни отстающим, ни выдающимся отличником. В последнее время жил он не со мной, а со своей матерью. Я не мог контролировать, чем он увлекался. Когда он приезжал ко мне, вел себя адекватно и нормально».

«Конечно, я чувствую свою вину. Может, мне надо было как-то больше вникнуть во все это в определенное время, но сейчас уже поздно… Я надеюсь, что суд учтет его последнее слово. Он не просто признал вину, он раскаялся в содеянном и выразил соболезнование по погибшим. Он сказал это, и, думаю, суд должен это учесть».

По словам Венгервельда-старшего, его бывшая супруга на суд не пришла. Более того, она сама находится под следствием — передала сыну газовый баллончик, с которым тот напал на конвоира при попытке побега. Арестовывать женщину не стали, взяли подписку о невыезде. Суды над ней постоянно переносятся.

Последний суд

На последнее заседание попали все желающие — зал оказался вместительным. Подсудимых конвой доставил в стеклянный аквариум. Девять человек. Худые, невысокие, с тонкими шеями. Двое — в очках. Больше походили на «ботаников», нежели на закоренелых убийц.

Трое судей читали приговор долго, периодически менялись. Начали в 11 утра, закончили ближе к четырем вечера. Публика и подсудимые слушали вердикт сидя — разрешил судья. Подсудимые оживленно переговаривались, некоторые улыбались, кто-то рисовал зверей в тетрадке. Но позы были скованны. Чувствовалось, что им не по себе.

Из приговора выяснилось, что неонацисты искали «лиц, имеющих ярко выраженную внешность уроженцев Кавказа, Африки, Азии, асоциальных лиц». И убивали, нанося многочисленные ударов ножом. Перечисление смертельных ранений в приговоре суда занимало порой до 10 минут.

В итоге тройка судей признала подсудимых виновными по большинству эпизодов.

Венгервельд получил 24 года колонии строгого режима. Владимир Мумжиев — 16, Артем Завьялов — 14, Валентин Мумжиев — 14, Арсений Мирошниченко — девять лет, Дмитрий Абалишин — семь, Евгений Корябкин — семь, Кирилл Присяжнюк — три, Роман Вейц получил два года условно.

Адвокаты осужденных пока не знают, будут ли обжаловать приговор. Например, Венгервельду грозил пожизненный срок. Ему точно нет смысла оспаривать вердикт коллегии судей. Другие защитники будут советоваться со своими клиентами.

Как начиналась NS/WP

Группа «NS/WP Невоград» была создана неонацистом Георгием Тимофеевым (Антицыган) и его ближайшими соратниками в 2009 году. Сейчас Тимофеев осужден.

Расшифровывается название банды просто — это английская аббревиатура National-Socialism / White Power («Национал-социализм / Белая сила»). Невоград — название Петербурга, распространенное среди радикальных неоязычников. Члены группировки причисляли себя к таковым. Венгервельд и Присяжнюк были, можно сказать, «заместителями» Тимофеева. Оба были прекрасно начитанны, знакомы с историей неонацизма, главными западными идеологами расизма.

Группировка примечательна тем, что изначально была виртуальной. Ее члены (1986–1992 годов рождения) знакомились друг с другом на форумах неонацистских и националистических сайтов. Причем они знали друг друга по прозвищам, многим стали известны настоящие имена подельников, только когда стали знакомиться с уголовным делом.

В 2009–2010 годах их ненависть к инородцам, «унтерменшам» и опустившимся бродягам выплеснулась на улицы. Предварительно договорившись в Сети, выходили на улицу «прогуляться» по двое-трое и выискивали жертву. Обычно караулили у метро и «провожали» до безлюдных мест. Нападали на цыган, кавказцев, приезжих из Африки и Азии, бездомных. Например, у станции метро «Пионерская» убили уроженца Тувы, работающего в гипермаркете. Ударили ножом аспиранта-иракца в трамвае на проспекте Стачек. Иракец выжил. В апреле 2009 года убили кавказца на улице Олеко Дундича и таджика на улице Бабушкина.

Отличала группировку любовь к взрывчатым устройствам. Делали они их самостоятельно, используя селитру. Получалось не смертельно, но громко и эффектно. Сначала маломощные бомбы подкладывали под двери квартир, которые снимали мигранты. Это были своеобразные хлопушки, имеющие одну цель — запугать, оказать психологическое давление. Потом переключились на общественный транспорт. В ноябре 2009 года заложили самодельную бомбу в урну на автобусной остановке на Заневском проспекте у дома № 35. Наверное, ждали какой-нибудь транспорт с мигрантами, но в итоге небольшое ранение получил только случайный прохожий, сотрудник техникума геодезии. Взрывом выбило стекла в соседнем доме. Получил повреждения припаркованный поблизости автомобиль.

Многие преступления члены «Невограда» фиксировали на видео и выкладывали в интернет. Записи могли «висеть» на сайте неонацистов с экзотическим иностранным доменом несколько дней. Так, было снято на видеокамеру убийство Карлоса Менди, студента из Гвинеу-Бисау. Его подкараулили у станции метро «Проспект Ветеранов» 25 декабря 2009 года. Преступники шли за ним до парадной дома № 35, где он снимал квартиру. Там на него набросились, нанесли около 40 ножевых ранений. Африканец скончался на месте. Под Новый год видеозапись убийства появилась на сайте NS/WP. Его комментировал человек в маске. Эксперты МВД выяснили, что видео — настоящее. После этого в действие вступили оперативники. Они начали активную переписку с подозреваемыми, представляясь поборниками белой расы. Оперативные мероприятия начались весьма вовремя. Потому что последующие события шокировали весь Петербург.

Взрыв на Броневой

Рано утром 2 февраля 2010 года была заложена взрывчатка (200 грамм в тротиловом эквиваленте) под шпалы у платформы Броневая, в пяти километрах от Балтийского вокзала Петербурга. Скорее всего, преступники рассчитывали пустить под откос электричку или грузовой состав, следующие по линии Петербург — Ораниенбаум. Однако на бомбе подорвалась железнодорожная дрезина. Впрочем, устройство сработало, когда дрезина уже проехала, поэтому последствия были нетяжелыми. Рельс и шпалы покорежило, образовалась небольшая воронка. Машинист дрезины получил перелом ноги, его напарник отделался синяками. На дрезине были и рабочие-электромонтеры, они не пострадали.

На сайте неонацистов после ЧП появилась свежая запись:

«Группировка NS/WP Невоград берет на себя ответственность за теракт, совершенный сегодня в Петербурге. Подобные действия будут продолжаться, мы будем сражаться с оккупационной системой до самой смерти».

Неподалеку от места закладки самодельной бомбы обнаружили пункт наблюдения подрывников. Эксперты выяснили, что взрывчатая смесь на основе аммиачной селитры, она не могла серьезно повредить поездам. Но это было уже третье ЧП, произошедшее на Октябрьской железной дороге (ранее два раза взрывали «Невский экспресс»). Хотя ответственные чины и поспешили заявить, что электричка ни в коем случае не пострадала бы, зашевелились даже в Москве. Дело взял на контроль глава СКР Александр Бастрыкин, в Санкт-Петербург приехали большие чины из силовых ведомств. Тем временем переписка оперативников с неонацистами в Сети дала плоды. Были задержаны подозреваемые в убийстве ганца и подрыве дрезины — Мумжиев и Тимофеев, Евгений Корябкин.

На сайте неонацистов появлялись признания в очередных акциях. В подрыве памятника Ленину в Пушкине, пригороде Петербурга, например. Тем временем начались посадки. К лету 2010 года в следственных изоляторах оказалась вся банда. В апреле 2012 года Недугов получил 4,5 года за покушение на иракца и поджог церкви. В июле 2012 года Тимофеева приговорили к 13 годам колонии строгого режима за участие в убийствах, подрыв автобусной остановки, изготовление взрывчатых веществ. Оба признали вину и заключили сделку со следствием. Дела их слушались в особом порядке, без свидетелей и судебного разбора. Поэтому и отделались сравнительно небольшими сроками.

В июне 2014 года настал черед остальных членов «Невограда».