4 ноября Русский Марш
Марш не в ногу. Никита Аронов и Сергей Мельников выяснили планы русских националистов на День народного единства.

Вот уже 10 лет главная политическая интрига Дня народного единства — 4 ноября — связана с проведением «Русских маршей» — уличных акций русских националистов. В этом году присоединение Крыма и конфликт на востоке Украины раскололи русских националистов, по меньшей мере, на два недружелюбно настроенных друг к другу лагеря. «Огонек» разбирался в новых оттенках национализма.

Владимир Тор-Кралин
В центр Москвы националистов в этом году по традиции не пустили, мэрия сама предложила привычный маршрут: Марьино и Люблино. И, как всегда, урезала число участников — с 30 тысяч до 10 тысяч человек. До итогового согласования акции в среду оставалась некоторая неопределенность. Но еще накануне один из двух заявителей, Владимир Тор, был уверен — «марш» состоится.

С этого он и начал разговор. Тор, конечно, псевдоним. По паспорту 46-летнего лидера незарегистрированной Национально-демократической партии (НДП) зовут Владлен Кралин. Это плотный мужчина в черном пиджаке, с усами и бородкой, пересыпающий речь цитатами и русскими пословицами. Встречу он назначил в узбекской чайхане, сразу показав, что шовинизм в области кулинарии ему не свойствен. Чуть позже Тор признался и в любви к украинским вареникам, хотя именно украинцы, на его взгляд, главные на сегодняшний день противники русских.

— Во времена Дмитрия Донского роль внешнего конституирующего фактора для русской нации выполняли татары. Потом поляки. Затем евреи. Позже они были вытеснены кавказцами. Сейчас на это место встали украинцы,— излагает свою теорию Тор.— Общество в России с удивлением обнаружило, что украинцы — это не такой особый вид русских типа поморов и казаков, а отдельный народ, у которого есть свои интересы, не совпадающие с нашими.

Тор признается, что и сам это понял только прошедшей зимой. С тех пор он не раз ездил в Донецк и Луганск, считает серьезную войну с Украиной весьма вероятной и надеется, что соседняя страна после этого перестанет существовать.

— Украина должна быть разрушена,— заявляет националист, закусывая орешками ароматный чай с чабрецом.— Так же, как римляне говорили о Карфагене. Для нас цель предстоящего «марша» — поддержать национально-освободительную борьбу в новой России.

В колонне, основу которой составит НДП, главные лозунги таковы: «Нам нужна новая Россия», «Нам нужна новая Европа» и «Крым — новое окно в Европу». А основным флагами будут знамена непризнанной Новороссии (синий крест на красном фоне), которые заказали оптом, сразу 50 штук. Под ними НДП планирует вывести 4 ноября как минимум тысячу человек.

Дмитрий Демушкин
Развод поколонно

— Украинский конфликт — вовсе не главная тема,— убежден второй заявитель «марша», Дмитрий Демушкин, один из лидеров этнополитического объединения «Русские».— Главное — ущемление прав русских в России. Посмотрите на кучу мусульман в Москве — это единственный «русский мир», который у нашей власти пока получается строить.

Взгляды Демушкина по украинскому вопросу принципиально отличаются от воззрений Тора. А многие его соратники участвовали в московском «Марше мира». Так что на предстоящем «Русском марше» националистов с разным отношением к происходящему на востоке Украины решено развести по отдельным колоннам.

Всего колонн, по предварительным прикидкам, будет семь. Первая — общенационалистическая, против политических репрессий (в ней пойдут и Демушкин со товарищи), вторая — в поддержку Новороссии, третью составят язычники-родноверы. В четвертой колонне пойдут сторонники лозунга «за Киевскую Русь», то есть противники ДНР и ЛНР. В пятой — православные и антикоммунистические движения. Шестую составят небольшие региональные организации. Замыкающая колонна тоже будет общенационалистической, но на этот раз под лозунгом «За русское национальное государство!». В общем, гремучая смесь.

— «Русский марш» никогда и не был единым. Были православные и язычники, был раскол по отношению к Навальному, к Путину, теперь вот к Украине,— объясняет Демушкин.— Каждая организация попытается привести столько людей, сколько сможет. А кого будет больше, посмотрим.

Действительно, «марши» националистов и прежде бывали довольно разношерстными. Колонну активистов «Русского образа» нередко встречали кричалками про «сучий образ», а активисты запрещенной НБП (ныне «Другой России») задирали монархистов.

— Если энбэпэшники на этот раз не придут — только лучше,— считает Дмитрий Демушкин.— Но если попросятся, отказать им мы не сможем. Мы более либеральны, чем московское правительство. Люди, которые реально воевали с обеих сторон, на «марш», скорее всего, не придут. Но если придет Стрелков — тоже не беда, он возглавит колонну «Новороссия». А столкновений не будет точно. Какие столкновения, если там 5,5 тысячи полицейских?

На московский «марш» активные участники боев на востоке Украины действительно не собираются. Например, Игорь Мангушев, лидер движения «Светлая Русь», еще год назад занимался борьбой с нелегальными общежитиями мигрантов. Теперь Мангушев воюет за непризнанную Луганскую народную республику. На днях он ненадолго вернулся в Россию, но маршировать все равно не пойдет.

— У нас нет на это времени,— объясняет Мангушев.— Мы закупили партию зимней формы и едем обратно. А формат «маршей» изжил себя еще три года назад. Это для кухонных националистов. Будущее за другими структурами. У «Светлой Руси», например, кадровый состав всего 73 человека, но на территории Новороссии два взвода укомплектованы нашими добровольцами.

А вот среди тех, кто на «марш» все-таки пойдет, большинство может оказаться вовсе не сторонниками Новороссии.

— Забавный момент: та часть националистов, которая поддерживала государственную политику на Украине, в течение года выступала с очень агрессивной риторикой, причем от лица всего русского народа,— рассуждает зампредседателя партии «Демократический выбор», известный экономист Сергей Жаворонков, участвующий в «Русских маршах»,— якобы только горстка отщепенцев против… Но когда дошло до «марша», выяснилось, что не так уж уверены они в своих силах. Вот и решили пойти вместе. Если провести опрос, думаю, 60 процентов движения выскажутся против Новороссии.

Андрей Савельев
Когда в товарищах согласья нет

— Что у них за «марш» такой? Две колонны, поддерживающие противоположные стороны в войне! Это карнавальный национализм, а на карнавале все можно — хочешь, с полицией толкайся, хочешь — «зиги» кидай (речь о нацистском приветствии.— «О»), хочешь — танец живота исполняй. А мы стремимся к тому, чтобы «Русский марш» стал инструментом сплочения, выработки новых позиций,— говорит Андрей Савельев, один из организаторов альтернативного «Русского марша за Новороссию», лидер незарегистрированной партии «Великая Россия».

Позитивная программа марша отражена в названии: всеми возможными способами поддержать и защитить занятый ополченцами регион украинского востока. Под критическими стрелами марширующих — «киевская хунта» и «кремлевская олигархия», которая, несмотря на присоединение Крыма, осталась (а как же!) «врагом русского народа».

52-летний монархист и антикоммунист Савельев, бывший депутат Госдумы от партии «Родина», к врагам бескомпромиссен. Он знаменит тем, что едва ли не единственный из парламентариев победил в драке Владимира Жириновского. Секрет успеха стал ясен позже: сейчас Савельев выкладывает в интернет видеоролики, на которых показывает приемы не самого русского из боевых искусств — карате. Встречу политик назначил в Мемориально-парковом комплексе героев Первой мировой войны, на месте которого раньше находилось воинское захоронение.

— Я еще ребенком гулял по этим местам,— ностальгирует Савельев.— Сейчас у нас к столетию Первой мировой такие отвратительные фильмы выпускают: мол, тогда были безвольный царь, бездарные генералы и солдаты… А все не так было!

Не удивительно, что прошлогодний альтернативный «марш» Савельева назывался «Царский Русский марш». Кроме него, там были совсем уж карикатурные персонажи: как, например, «Союз православных хоругвеносцев», известный сжиганием книг о «Гарри Поттере», и Александр Штильмарк, лидер движения «Черная сотня», активный сторонник теории заговоров. Ожидаются они и сейчас.

— Обещали быть и добровольцы, но все зависит от ситуации на фронте,— говорит Андрей Савельев.— Думаю, что светить физиономии для них не очень выгодно, так как добровольцы, увы, не получают никаких гарантий от нашей власти! По Уголовному кодексу у них статус преступников!

Зато на акции точно будут флаги ДНР и ЛНР. По сравнению с конкурентами предполагается большее количество православной и монархической символики. Собрать, судя по заявке, одобренной мэрией Москвы, планируются до 5 тысяч участников.

Владимир Тор и Дмитрий Демушкин в таком количестве сомневаются и прочат конкурентам от силы тысячу марширующих. Они считают свой «марш» единственным настоящим. Оба убеждены, что число участников составит, как обычно, 15-20 тысяч человек.

Демушкин прямо называет организаторов конкурирующего «марша» спойлерами, Тор характеризует оппонента более обтекаемо:

— Господин Савельев — в целом человек, склонный к сектантству и вечному нахождению в оппозиции.

Оппозиционность, возможно, единственное, что отличает Андрея Савельева от его практически полных единомышленников по украинскому вопросу из «Национального освободительного движения» (НОД) депутата-единоросса Евгения Федорова. Вот что думает Савельев:

— Лично я с самого начала был на позиции воссоединения страны. Лучше было бы втянуть в Россию всю Украину, возможность для этого была.