Невоградские акционеры
Экстремизм объединил 18 парней с окраин.

Следственный комитет Петербурга объединил девять нападений на мигрантов в резонансное дело по экстремизму. Арестованы 18 юношей. Полиция ударила по коричневым, но между строк допросов «Фонтанка» увидела династию городского национализма. По нашим подсчетам, срок инкубации – два года. Традиция диктует появление следующего поколения в 2016-м.

О новой коричневой волне в Петербурге заговорили после прошлогоднего «Русского марша» 4 ноября. В тот день на окраинах избивали торговцев, в метро прошла акция «белый вагон» против выходцев из стран Средней Азии, а в Апраксином дворе полиция бегала за молодежью в балаклавах. Закончилось все 14 ножевыми у мигранта в Рыбацком. 21 ноября в изоляторе оказались пятеро несовершеннолетних, 18-летний парень и взрослый петербуржец.

И никто из них до задержания органам не был известен.

Семерка оказалась не самураями. На себя не наговаривали, говорили за других. В итоге на протоколы легли девять эпизодов:

20 октября 2012 года, Фрунзенский район, избит азербайджанец;

9 декабря 2012 года, Кировский район, тяжкие телесные повреждения у гражданина Киргизии;

27 декабря 2012 года, Калининский район, нападение на гражданина Узбекистана;

25 апреля 2013 года, Кировский район, избит гражданин Узбекистана;

3 мая 2013 года, Кировский район, тяжкие телесные у гражданина Узбекистана;

12 июня 2013 года, Невский район, тяжкие телесные получил гражданин Узбекистана;

20 июня 2013 года, Кировский район, нападение на русского (но это был банальный разбой);

3 сентября 2013 года, Невский район, избит гражданин Узбекистана;

30 сентября 2013 года, Кировский район, нападение на двух граждан Узбекистана.

Ко времени появления откровений «семерки» в Кировском и Красносельском районах уже расследовали два уголовных дела. 4 ноября 2013 года после «Русского марша» у «О`Кея» группа молодых людей напала с ножами на мигранта. Дело раскрыли. А в апреле 2014 года на пустыре на улице Лени Голикова бездомного убили 14 ножевыми. В мае и это дело раскрыли. Были арестованы 19-летний Денис Князькин и двое несовершеннолетних.

Как «Фонтанке» пояснили в уголовном розыске, при обыске на квартире Князькина нашли «типичный «суповой набор»: националистические брошюры, плакаты, фото и видео, на которых парни были запечатлены вместе с задержанными за убийство у метро «Рыбацкое» после «Русского марша».

Оказалось, что Князькин неплохо известен в субкультуре «наци». Так, например, ему приписывают идею развернуть на шествии 1 мая баннер «Невоград».

С этим объединением ассоциировали себя и задержанные.

Оперативники по цепочке пошли дальше, и в конце концов были задержаны еще 15 человек, в основном жители Кировского и Красносельского районов в возрасте от 15 до 19 лет.

Выяснилось, что долгое время их встречи по интересу проходили в ТК «Французский бульвар». Там обсуждали идеи, потом разбивались на группы по случайному принципу и шли изменять мир. Кстати, принцип «собрались на один раз и разбежались» группа «Невоград» переняла у своих предшественников организации NS/WP.

Мы забываем, что для Петербурга «Невоград» – уже четвертая волна национализма.

А все началось в 2001 году, когда Дмитрий Бобров по прозвищу Шульц создал «Шульц-88». Своей целью участники группы полагали освобождение Петербурга от приезжих из Африки и Азии. Бобров активно занимался пропагандой своих идей, выпускал газету и организовывал концерты ультраправых. В 2003 году Шульца остановили и отправили в колонию на шесть лет. В те дни большинство участников «Невограда» родители отвели в детский сад.

В то время, когда милиция подбиралась к Боброву, начала свое шествие группа Mad Crowd. Костяк «толпы» составили представители фанатских объединений. Ее лидеры Алексей Воеводин и Дмитрий Боровиков выступали за радикальное отношение к иностранцам — убийства. Они разработали первые принципы конспирации: смена внешнего имиджа, покупка вторых мобильных телефонов, конспиративные квартиры. В 2005 году Воеводин, а вместе с ним пятеро были осуждены. «Невоградовцы» только пошли в школу.

Скрывшийся Боровиков организовал уже террористическую группу, вошедшую в историю Петербурга как «банда Боровикова – Воеводина». В 2006 году были задержаны 14 человек. Самого Боровикова застрелили при задержании. За тринадцать убийств, в том числе известного ученого-этнографа Николая Гиренко, который делал экспертизы для суда над националистами, и ритуальное уничтожение двух своих товарищей Воеводин получил пожизненное. К моменту, когда их банда прогремела на всю Европу, ребятам из «Невограда» было по 11 лет.

Через шесть лет они начали совершать свои первые набеги.

Но между этими двумя точками была еще история NS/WP, группы, которая первой начала использовать бренд «Невоград». Эта группа работала творчески — рисовала новогодние поздравления, монтировала ролики, объявляла войну не мигрантам, а силовикам. Сегодняшние 18 арестованных тогда готовились к «Алым парусам».

В результате часть «NS/WP-Невограда» оказалась в изоляторе за убийство гостя из Ганы и за отрезанную голову своего соратника, который был убит из-за бытовых разногласий. На их счету, как полагает следствие, подрыв дрезины в 2010 году. Лидеры Тимофеев и Венгервельд осуждены – на 13 и 24 года. Разница в годах – количество страниц, на которые первый наговорил на второго и коллег. Теперь в «Крестах» и их преемники – «Невоград-2».

«Фонтанка» выяснила, что большинство задержанных нового «Невограда» — дети из неполных семей или дети, росшие в семьях с отчимом. Не отличники. Да и после школы не торопились продолжать обучение. Лишь несколько поступили в колледж. Молодые люди жили на деньги родителей. «Их нельзя назвать стойко идейными. Национализм их, скорее, бытовой. Но они более жестоки. Беспричинно», – характеризуют их в уголовном розыске.

Неформальным же лидером и единственным если не взрослым, то совершеннолетним оказался как раз Князькин.

Вот так.

Так что не за горами «Невоград-3». Срок инкубации два года. Неизвестные еще готовятся к прямым действиям. Сейчас будущие мученики, скорее всего, не читают «Фонтанку». Но если ими не интересоваться, то в 2016 году журналисты вновь будут делать новости о резне.

Татьяна Востроилова, Евгений Вышенков,