цены на еду
Русский писатель Алексей Богословский обратил внимание на подорожание черного хлеба: «Пикантность в том, что РФ является экспортером ржи и пшеницы. То есть не следует думать, будто рост цен затронет исключительно импортное продовольствие и иные товары. Другая пикантность в том, что подорожание начали с черного хлеба. Азиаты и кавказцы предпочитают пшеничный. Тут как со свининой и салом, во всем мире свинина раза в два дешевле говядины и баранины, а у нас, поскольку азиаты и кавказцы предпочитают баранину и говядину и мало едят свинину, цены на свинину задирают. Хотя импорт мяса формально обязан диктовать привычное для всего мира соотношение цен. И, конечно, только у нас цена на сало может превзойти на рынке цену на свинину и даже цену на говядину. Опять-таки цены подгоняют под мигрантов в ущерб русским. Что касается иных цен, то они стабильно растут. Кое-где и в кое-чем сдерживают, основная скачка цен начнется после Нового года».

После таких замечаний всякому очевидно, за что его не любят кремлевские пропагандисты, оптимистичные дураки, а также публика, верующая в «хитрые планы» и в то, что «Путин — тайный русский националист». Вообще, удивляет сказочная инфантильность людей, верящих, что подорожание доллара затронет только импортные товары. Это было бы возможно только в условиях автаркии. Но российская экономика открыта во внешний мир, и по закону сообщающихся сосудов все цены на абсолютно все отечественные товары и услуги будут стремиться к своему долларовому эквиваленту и догонят его — одни раньше, другие — позже. Раньше всего это коснется тех товаров, которые можно выгодно продавать за границу, т.е. которые не только не являются импортом, но как бы воплощение «анти-импорта». Вы надеетесь, что если зерна у нас так много, что излишки экспортируются за рубеж, то уж на хлеб то цена не поднимется. А она именно потому и поднимется, что зерно — предмет экспорта. Конечно, государство будет сдерживать рост цен на хлеб, но на это потребуются дополнительные бюджетные расходы: государству придется доплачивать агрохолдингам, чтобы они не вывозили зерно за рубеж.

Получается парадокс: чем лучше решена в какой-либо отрасли проблема импортозамещения, тем большая нагрузка ложится на госбюджет, желающий обеспечить данные продукты доступными для большинства населения. Так что «косорукость» большинства наших производителей — это просто один из инструментов коллективного выживания русского человека под властью компрадорской элиты.

Тупые оптимисты думали, что дороже придется платить только за импортное, а если нечто у нас полностью «импортозамещено», то и бояться нечего. На самом деле платить придется и за «экспортное». Если нечто собственное у нас конкурентоспособно настолько, что может продаваться за рубеж, то цена на него поднимется вместе с долларом. Самое печальное, что мы конкурентоспособны не в предметах роскоши, без которых можно прожить, а именно в базовых, основополагающих сферах. Вот хлеб, к примеру. Или энергия, топливо. Вспомним, что все последние годы Газпром и другие энергетические монополии навязывали государству политику повышения внутренних тарифов до уровня мировых. И что, вы думаете, они откажутся от этой политики из-за падения рубля? Наоборот, сегодня они еще больше заинтересованы в том, чтобы переложить внешние потери на внутреннего потребителя. Пусть не прямо завтра, но тарифы на газ и электричество неизбежно догонят улетевший вверх доллар. А значит, рост доллара затронет не только «московских мажоров», отоваривающихся в «гламурных бутиках», но и каждую старушку в глубинке, которая отапливает свой дом газом и освещает электричеством, — даже если эта старушка за всю свою жизнь не купила ни одной импортной вещи, а доллары видела только по телевизору.

Кроме того, рост цен на базовые товары приведет к росту издержек во всех без исключения отраслях экономики и повысит цену на все товары и услуги, включая и те, что не могут быть проданы за рубеж. В цене того же черного хлеба повысится не только «зерновая» часть, но и «трудовая» часть, «топливная» (транспортная) часть, «электрическая» часть (ибо печи пекарей работают не от Святаго Духа). Так что кого бы вы там ни назначили крайним за падение рубля, Госдеп США или российские власти, эти люди ограбили каждого жителя России, получающего доходы в рублях, — от столичного мажора до самой бедной старушки в глубинке. Кстати, намечается отличная почва для гражданского единения гламурных мажоров и бедных старушек.

Корнев