Осетины нам друзья
Нелётное происшествие в Северной Осетии. Молодые ингуши избиты в аэропорту Беслана.

Двое ингушских юношей получили травмы в результате нападения неизвестных лиц в аэропорту Беслана, в Северной Осетии. По словам очевидцев, местная полиция бездействовала. Что это было? Бытовой инцидент или еще один пазл в сложных и конфликтных отношениях соседних народов?

«Убирайтесь с нашей земли»

Двоюродные братья Магомед и Магомед-Башир Измайловы обратились с заявлением в прокуратуру Ингушетии и в различные правозащитные организации региона. В обращении они рассказали, что 22 июля 2015 года в аэропорту Беслан на них напала группа молодых людей, которые выкрикивали оскорбительные националистические лозунги. В настоящее время братья Измайловы с серьезными травмами находятся в Ингушской республиканской клинической больнице.
В тот день юноши возвращались в родные края с каникул из Москвы через аэропорт Беслана. Надо отметить, что летать в Ингушетию через этот хаб жителям республики порой выгоднее, чем в собственные аэропорты.

В Беслане кузенов встречал Магомед Измайлов – отец Магомед-Башира и дядя Магомеда.

– Получив свой багаж, мы вышли. Магомед Орциевич ждал нас на парковке. Не доходя до нее, у шлагбаума, нас остановили двое молодых людей. Затем к ним присоединились еще четверо. Один из них попросил пройти на «разговор» за угол, чтобы выйти из-под обзора камер видеонаблюдения.

Мы, чувствуя подвох, отказались. Меня ударили по лицу, и завязалась драка. Из-за угла, куда нас звали, выбежали еще человек пять-восемь и стали нас избивать. В ходе драки мы слышали оскорбительные националистические лозунги: «Ингуши свиньи», «Убирайтесь с нашей земли».

Получив серьезные повреждения, мы обратились за помощь к стоявшим поблизости людям в форме – то ли полицейским, то ли охранникам аэропорта. Но они демонстративно отошли в сторону, показывая, что не собираются нам помочь…

После всего этого мы вышли к автомобилю нашего дяди и отца, который отвез нас в больницу… Просим защитить наши права и привлечь к ответственности виновных, – просит в своем обращении один из пострадавших братьев, Магомед Измайлов.

В числе тех общественных деятелей, к которым обратились за помощью братья Измайловы, был и председатель координационного совета молодежных организаций Ингушетии Багаутдин Хаутиев. По его мнению, по этому инциденту видно, что определенные группы попытались «прощупать», как отреагирует на него общественность обеих республик. И особенно как поведет себя ингушская молодежь: не будет ли неадекватной реакции на это?

– По моим наблюдениям, в Северной Осетии есть такая особенность: молодежь обычно сама ничего не предпринимает. Им, вероятнее всего, кто-то подсказал, что надо сделать то-то и то-то, что-то спровоцировать. Это похоже на спланированную провокацию. Я был крайне удивлен этим инцидентом. Зачем и почему это сделано?..

Обращение братьев Магомедовых к различным общественным деятелям Ингушетии

Я скажу свою позицию: когда в стране сложная социально-экономическая ситуация, всегда находятся группы, которые прощупывают, где и как можно практически спровоцировать конфликт, отвлекающий внимание людей и властей от насущных проблем, – считает молодежный лидер.
Он уверен, что главное сейчас – предотвратить необдуманные шаги со стороны молодежи, но для этого необходимо по-настоящему справедливо разобраться в ситуации и найти истинных виновников.

– Я разговаривал с пострадавшими парнями и с очевидцами: все говорят, что полиция просто стояла. Когда братья просили о помощи, подбегали к ним, те просто сделали несколько шагов назад и отвернулись. Вот в чем вопрос.
Я не знаю, кто это спровоцировал. И аэропорту это невыгодно, насколько мне известно, и обществу в Северной Осетии. Ведь несмотря ни на что мы как соседи сейчас и торгуем друг с другом, и занимаемся бизнесом.

Если завтра в центре Назрани, где у нас много осетин владеют кафе, магазинами, не дай Бог, человек десять набросятся на невиновного осетина из-за этого конфликта, это же будет глупость. Это глупость с любой стороны. Поэтому я говорю, что это было сделано для ответной реакции со стороны молодежи Ингушетии, – полагает Хаутиев.

По его словам, молодежь Ингушетии заинтересована в мирном урегулировании конфликта, но для этого нужно в первую очередь найти виновных в избиении, которые к тому же допустили своими выкриками и разжигание межнациональной розни. Помимо этого должны быть наказаны люди в форме, не предотвратившие – по всей видимости, умышленно – разгоревшийся конфликт.

«Можно сказать, бытовая ссора»

В то же время, по сведениям осетинского журналиста Эльбруса Дзабиева, конфликт имел бытовой характер и вряд ли может рассматриваться как провокация межнациональной розни.

– Насколько я обладаю информацией (а источники в МВД мне подтвердили это), ссора была из-за девушки – можно сказать, бытовая ссора. И обе стороны написали заявления в полицию, – поведал он КАВПОЛИТу.
О дальнейшей судьбе заявлений и реакции на них правоохранителей наш собеседник не знает, но считает, что не стоит рассматривать этот случай некой вехой в конфликте, который уже почти не проявляет себя никак.

«Нельзя сказать, что нет никакого напряжения во взаимооотношениях наших народов. Оно иногда проявляется. Но, в принципе, никто не мешает передвигаться людям с целью бизнеса, лечения, навестить родных. Например, в Северокавказском медицинском центре в том же Беслане большое число пациентов — это жители Ингушетии и Чечни. Мы думаем, что это нормально», – отметил Дзабиев.

Муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов немало удивлен тому, что произошло и как оно интерпретируется.
– Во Владикавказе сегодня проходит встреча мусульманских духовных лидеров Северного Кавказа. Были на приеме у главы нашей республики. Сидим сейчас разговариваем с муфтием Ингушетии и с чеченскими деятелями ислама. Никто и ни о чем таком не упоминал, – подчеркнул муфтий. – В Северной Осетии нынче межнациональные конфликты крайне редки. И если случаются столкновения одного-двух молодых людей, то, как правило, по недоразумению. Но в любом случае я постараюсь поподробнее узнать об этом происшествии.

Слава Богу, что в отношениях осетин и ингушей подобное случается нечасто. Но все-таки не может не возникнуть вопрос о, мягко говоря, странной реакции полиции. По крайней мере, изначальной.

Неясно также, насколько реальна информация о том, что обе стороны пострадали. И кто подал заявление от имени братьев Измайловых, которые сразу же были увезены с травмами в Ингушетию?

КавПолит