Юные «эсэсовцы». Как советская культура вдохновляла подростков на «антисоветскую деятельность».

В рамках программы Public history Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка») прошла встреча из цикла Subject Laboratory. На ней выступил с докладом кандидат исторических наук, сотрудник НИУ ВШЭ Дмитрий Козлов. Он рассказал, как исследование дел по процессам молодежных подпольных групп 1950-х годов позволяет увидеть сквозь протокольный язык допросов, обвинительных заключений и приговоров незамеченный следователями слой подростковой психологии, прочитанных книг и увиденных кинокартин.

У советской власти в 1950-е годы была возможность арестовывать молодых людей и девушек, достигших 16-летнего возраста, по статье 58 («контрреволюционная деятельность» — прим. «Ленты.ру»). В самом худшем случае они получали до 10 лет. Всего известно около 40 подпольных групп, основанных подростками (до 16 лет включительно), чьи дела были доведены до суда.

В процессе исследования были рассмотрены не следственные документы или протоколы судебных заседаний (к сожалению, пока недоступные историкам), а очень специфический источник — материалы прокурорских проверок, инициировавшихся по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Состав надзорных дел неоднороден — чем сложнее дело, по которому была инициирована проверка, тем шире набор документов. Соответственно, дела разнятся и по объему: от нескольких страниц до весьма тучных томов. Мы проанализировали только послевоенные дела с 1956 года до середины 60-х годов, когда подростков перестали преследовать, то есть за скобками остался период Большого террора.

Железные волки

Вот пример одного из таких преступлений: 16 февраля 1955 года в литовском городе Каунасе над костелом было замечено «националистическое знамя». В переводе с советского новояза — флаг «буржуазной», то есть досоветской, Литвы. Кроме флага, около костела нашли две таблички с надписью «заминировано». Флаг спешно сняли, саперы мин не обнаружили.

Было возбуждено уголовное дело, началось следствие, в ходе которого арестовали группу молодых людей. Затем выяснилось, что подростки действовали не сами по себе — у них была организация «Железный волк». Название сразу же привлекло внимание следователя, потому что так же (Geležinis vilkas) называлась одна из организаций «лесных братьев» (неофициальное наименование вооруженных националистических групп, действовавших в 1940-е — 1950-е годы на территории прибалтийских республик СССР и выступавших против советской власти — прим. «Ленты.ру»).

Необходимо отметить, что вывешивание флагов досоветских республик для Прибалтики — традиционный способ протеста. Эти молодые люди, которым на момент ареста было 17-18 лет, как показало следствие, уже в 1952 году водружали литовский флаг на кладбище. На допросах выяснилось, что юноши имели оружие (пистолет вальтер и малокалиберную винтовку монте-кристо), где-то выкрали типографский шрифт и собирались угнать грузовик, чтобы протаранить трибуну на одной из демонстраций.

На первый взгляд, перед нами террористическая организация, которая начала с фиктивного минирования и, по всей вероятности, должна была перейти к реальным террористическим актам. В итоге до суда дошли дела четырех участников группы «Железный волк». Все они получили реальные сроки от трех до восьми лет.

Казалось бы, все серьезно, но если мы начнем исследовать фрагменты допросов, которые цитируются в надзорном производстве, то увидим совершенно замечательные вещи. Подростки в своей деятельности брали пример с героев «Молодой гвардии» Александра Фадеева. Вот цитата из романа: «Народ со всех концов города стекался смотреть на флаги… У зданий и пропускных будок собирались целые толпы. Жандармы и полицейские сбились с ног, разгоняя народ, но никто из них не решался снять флаги: у подножия каждого флага прикреплён был кусок белой материи с черной надписью: «Заминировано»».

Вооруженные этой информацией, начинаем внимательно читать протоколы. Мальчик, лидер группы, у которого было при обыске изъято то самое малокалиберное ружье монте-кристо, рассказывает, что «читал также и советскую литературу», имея в виду, что на него повлияла не только литовская (эмигрантская, досоветская, может быть, подпольная) агитация, но и советские книги. Говоря о круге своего чтения, он называет романы «Разгром» и «Молодая гвардия» Фадеева. Если бы у нас на руках были полные тексты протоколов, скорее всего, проявилась бы еще более очевидная связь.

Дети Фадеева

Ссылки на «Молодую гвардию» обнаруживаются сплошь и рядом: в том же Каунасе чуть позднее существовала группа под названием «Тайный союз краснодонских молодогвардейцев». Образы романа Фадеева вдохновляли на подпольную борьбу молодежь по всему Советскому Союзу. Удивительно, что даже прибалтийские юноши и девушки, воспринимавшие советскую власть как оккупационную, используют в качестве учебника абсолютно классический советский текст.

Например, девочка из Латвии заявила, что когда писала листовку «Вся власть народу!», то понимала, что она по сути своей антисоветская: «Я читала книги «Молодая гвардия», «Мать» Горького, и я так же думала написать антисоветские листовки. Я правильно поняла — подчеркиваю — книги «Молодая гвардия» и Горького «Мать», когда я их прочла».

Ни в коем случае не хочется сводить все до уровня исключительно ролевой игры и подвергать сомнениям политические переживания подростков, будь то националистические, народно-освободительные или наивно-социалистические, альтернативные советскому марксизму. Безусловно, они видели те же проблемы, что и взрослые оппозиционеры, — оккупацию, бедность страны, привилегии номенклатуры. Но об их критических программах нужно говорить отдельно.

Возвращаясь к делу «Железного волка» в Каунасе, следует отметить, что дальнейшие допросы молодого человека показывают нам ряд очень важных моментов в поведении подростков, которые исключаются исследователями при анализе их действий. Например, юноша описывает, что они хотели угнать грузовик: «Мы с приятелем ждали нашего третьего товарища, который должен был угнать машину. Но не дождались его и пошли на танцы».