азеры

Уральский поселок ждет «кавказскую войну». Народ — прокурору: «Закрывая дела против них, вы сами сталкиваете нас лбами».

Азербайджанец, признавшийся в убийстве русского парня в уральском поселке Махнево, отпущен на свободу в связи с «небольшой тяжестью преступления». Жители уверены, что фигурант уже бежал из страны. Люди перечисляют другие преступления, совершенные выходцами из Закавказья: убийства, смертельное ДТП, совращение местных школьниц. Вспоминают историю с изнасилованной племянницей судьи и вновь ждут приезда колонны крепких байкеров. Корреспонденты «URA.Ru» отправились в Махнево, чтобы понять, что происходит в «маленьком Азербайджане».

Убийство 29-летнего жителя поселка Дениса Железнова произошло в ночь на 2 апреля, однако правоохранительные органы несколько дней скрывали информацию о нем. «URA.Ru» сообщило о преступлении 4 апреля, узнав о нем от собственных источников, и лишь на следующий день Следственный комитет распространил пресс-релиз. По данным следствия, погибший и подозреваемый в его убийстве накануне вечером встретились в баре, откуда ушли вместе и оказались в доме Железнова. «Между потерпевшим и подозреваемым возникла ссора, в ходе которой мужчина нанес своему противнику ножевое ранение в область шеи, — говорится в сообщении СК, — при этом подозреваемый пояснил, что с его стороны якобы имела место самооборона». После этого он поджег дом и подпер дверь.

В сообщениях СМИ также приводилась информация о том, что погибший, возможно, был изнасилован — те, кто в числе первых вошел в дом, обнаружили тело со спущенными штанами. Правда, следствие эту информацию опровергает: эксперт-криминалист не обнаружил следов насилия. Сообщалось также, что подозреваемый в убийстве Шамхал Гаджиев — родственник самого богатого азербайджанца в Махнево, единоросса и заместителя председателя местной Думы Сахавата Алышова.

Уголовное дело возбуждено по статье 108 Уголовного кодекса РФ (превышение необходимой самообороны) — на основании показаний самого подозреваемого. После того, как полицейские разыскали Гаджиева, он был задержан для допроса и других следственных действий. Однако сразу после этого его отпустили под подписку о невыезде — следователь не стал ходатайствовать перед судом об аресте. Как пояснил «URA.Ru» руководитель следственного отдела по г. Алапаевск Андрей Первушин, преступления, предусмотренные статьей 108 УК РФ, относятся к категории небольшой тяжести и даже не предусматривают такой меры пресечения, как содержание под стражей.

При этом следователи не исключают, что статью по делу все-таки изменят на 105-ю — убийство. «Если будет переквалификация на более тяжкую статью, естественно, будет избираться такая мера, как заключение под стражу», — пояснил «URA.Ru» прокурор Алапаевска Александр Мухаев. — Вопрос решится на этой неделе«.

При этом ответа на вопрос, где сейчас находится отпущенный под подписку о невыезде Шамхал Гаджиев, не дает ни полиция, ни прокуратура, ни следователь. Жители поселка уверены, что фигурант дела уже улетел в Азербайджан.

Зарезали, как барана

От пожара, с помощью которого Гаджиев пытался скрыть убийство, запросто могли пострадать и другие люди — соседи Железнова (дом — на двух хозяев). „Как хорошо, что я проснулась, — говорит соседка Любовь Петровна. — Минут в 20 пятого вышла на улицу, почувствовала запах дыма, подумала: ‚Денис печку топит‘, потом смотрю — дым валом валит. Вызвала пожарных“.

Сгоревшая половина дома производит жуткое впечатление. Внутри все выгорело. В большой комнате возле кресла — большая лужа запекшейся крови. Рассказывают, что тело погибшего было найдено возле дивана со скрещенными руками. „Это он пытался защищаться, — уверена мать погибшего. По ее словам, между Шамхалом и Денисом еще за неделю до этого была драка, у Дениса тогда пропал телефон. ‚По версии друзей, в пятницу Денис увидел этого Шамхала и спросил, за что его били, — говорит мать. — А что уж дальше между ними было — никто не знает‘.

По мнению многих, Железнов был спокойным, даже безобидным человеком. ‚У него были и друзья среди азербайджанцев, — утверждает отчим Владимир (последнее время они вместе с Денисом работали на лесозаготовках, уезжая на участок на неделю и возвращаясь только на выходные). — Бывали, конечно, и конфликты, но чтобы такое!‘ ‚У него вообще не было врагов в поселке, — говорит мать погибшего. — Он никогда не делил людей, всегда разруливал ситуации, чтобы не доводить их до конфликта. Просто он всегда был за справедливость‘.

Родные понимают, что теперь докопаться до истины уже невозможно. ‚Ситуация односторонняя, — говорит Татьяна Николаевна. — Денис-то уже ничего объяснить не может!‘ При этом к местной полиции претензий ни у кого нет. ‚Наши поселковые полицейские хорошо отработали, — говорит отчим Дениса, — быстро нашли, кто это сделал.

Но они в шоке от того, что тот на свободе. Получается, махневские полицейские его задержали, а алапаевские следователи отпустили‘.

В версию самообороны в поселке не верит никто. ‚Даже мы, без юридического образования, понимаем, что если это самооборона, то человек должен сам прийти в милицию, а не подпирать дверь и хладнокровно поджигать дом, зная, что за стенкой еще люди, — говорит мать погибшего. — У Дениса колото-резаная рана шеи глубиной 8 см — когда в четыре часа вечера его забирали, кровь еще сочилась. Как он показал [подозреваемый], он воткнул нож и провернул его‘.

— Зачем?

— Привычка. Как у нас говорят, баранов резать.

‚В Багдаде все спокойно‘

Махнево не зря называют маленьким Азербайджаном — диаспора проживает здесь давно и хорошо укоренилась. В 2010-м в поселке было зарегистрировано 217 азербайджанцев, сейчас по прописке 117, реально проживает меньше ста: как говорят в администрации, часть семей возвращается на родину, потом выписывается. У тех, кто здесь по 20 и больше лет, уже выросли дети и даже внуки. У взрослых почти у всех российское гражданство, а дети получают его автоматически при рождении.

‚У детей нет агрессии друг к другу, — уверяет замглавы муниципалитета по соцвопросам Лариса Толмачева. — В школе никаких стычек не происходит‘. Женщина возглавляет специальную комиссию по противодействию экстремизму. В отчете о работе комиссии — различные мероприятия, например, Дни народов Урала, в рамках которых азербайджанцы выступают в национальных костюмах. Даже детский конкурс красоты в поселке называется не ‚Мисс и Мистер Махнево‘, а ‚Мисс и Мистер Толерантность‘.