Новость о трагической гибели под Калининградом мальчика из Средней Азии бурно обсуждалась в соцсетях. В паблике Клопс.Ru ВКонтакте среди множества соболезнований и слов поддержки в адрес семьи встречались и откровенно ксенофобские комментарии.

Новость, которую комментировали такова: Этот день стал самым страшным для 58-летнего Самиджона. Несколько часов он держал на руках тело сына в ожидании скорой, полиции и следователей. Трагедия случилась 1 июня. Мальчик прыгнул в воду и больше не появился на её поверхности.

После спортивного марафона 13-летний Рахим со своими одноклассниками на велосипедах отправились за несколько километров от посёлка Голубево в соседнее Цветково. Мальчишки собирались искупаться в карьере.

Самиджон вспоминает, как звонил сыну в тот день: «Мы созванивались по несколько раз на дню. В этот раз он не взял трубку, я забеспокоился, но трезвонить не стал, чтобы, не дай бог, он во время марафона не свалился с велосипеда».

Спустя несколько минут незнакомцы сообщили ему страшную новость. Самиджон был в это время в центре Калининграда. Он бросился к сотрудникам ГИБДД, которые дежурили неподалёку.

«Я подбежал к инспектору, стал спрашивать, что мне делать, как добраться до дома. Я был потерян, у меня тряслись руки. Меня не стали слушать, кивнули на такси — езжай», — рассказывает Самиджон.

По его словам, его подобрал частный таксист на «Мерседесе» и отвёз в Цветково. И не взял денег.

Когда Самиджон добрался до карьера, на месте было несколько друзей сына и местных жителей, которые искали в воде тело Рахима.

«Когда я приехал, парень стоял в воде. С третьего раза он нашёл сына и вытащил его на берег», — рассказывает мужчина. Как говорит несчастный отец, почти через полтора часа приехала бригада скорой помощи, фельдшер велела не трогать сына до приезда полиции.

«Он лежал на земле, потом медсестра дала подстилку какую-то. Начался ливень, я попросил у медиков разрешить положить сына в машину друзей, но мне не разрешали, и я несколько часов под дождём держал его на руках, пока не приехал Следственный комитет», — говорит мужчина. Он едва сдерживает слёзы.

По словам его жены Марии, приехавшие стражи порядка не торопились отвечать на их вопросы и стали разговаривать корректно, только когда приехала почётный консул Таджикистана в Калининграде Солиха Исаева. Семья не получила внятного объяснения, почему почти три часа сотрудники полиции и СК добирались до места трагедии.

Спустя почти неделю дорогу к злополучному карьеру засыпали булыжниками, на въезде появилась табличка с указанием собственника — ЗАО агрофирма «Водстрой». По словам семьи Шукуровых, в день трагедии там была другая табличка, прочитать на ней что-либо не представлялось возможным.

13-летнего Рахимджона похоронили на кладбище в Багратионовском районе. Несмотря на то, что родственники настаивали на транспортировке тела в Таджикистан, родители мальчика решили оставить его здесь, как он хотел.

«Он мечтал стать гражданином страны, и теперь его отсюда никто не сможет выгнать», — вздыхает Самиджон.

58-летний Шукуров приехал из Таджикистана в 2007 году. Когда-то, в 1970-х, он служил в советском спецназе и спустя много лет переехал в Россию. Семья поселилась в посёлке Яблоневка, там же мальчишки пошли в школу. Даже когда Шукуровы переехали в соседнее Голубево, братья продолжали учиться в полюбившейся им школе.

«Понятное дело, что тут мы — гастарбайтеры и никому до нас нет дела. Но мой отец, его брат и отец моей жены воевали, дядя штурмовал Рейхстаг. Я служил в Советском Союзе, моя мать работала ещё при СССР в школе учителем начальных классов. Я не могу понять, почему к нашему горю так отнеслись в тот день. Не было сочувствия», — Самиджон опускает голову и вытирает ладонью глаза.

Какие гадости писали доморощенные нацисты, теперь будет изучать прокуратура и ФСБ, куда мы выслали скриншоты комментариев. Среди обычных недалёких троллей выделялся один. 32-летний мужчина, назовём его Андрей, со своей страницы, на которой есть личные фотографии, контактные данные, злобно высказался в сторону «понаехавших».

Мы позвонили Андрею, но разговаривать он отказался, сославшись на занятость. И это было правдой — как выяснилось, мужчина работает мастером в одном из калининградских автосервисов. А вот его руководитель действия подчинённого прокомментировал довольно жёстко: «Не понимаю, почему он взъелся на гастарбайтеров. Он сам, кстати, приезжий, недавно получил российское гражданство, — сказал директор. — У меня два брата-таджика работают на мойке с самого её открытия, исполнительнее людей я не встречал. Я сам служил в Таджикистане три с половиной года. Исламисты убивали моих товарищей, но о простых жителях этой страны у меня остались самые тёплые воспоминания».

Директор автосервиса пообещал, что непременно поговорит с Андреем. «У нас тут работал как-то один бандеровец. Мы нашли предлог его уволить», — добавил он на прощание.

Практически каждый из нас сталкивался с подобным бытовым расизмом и нередко мы даже не обращаем внимания на подобные фразы. А потом узнаём о том, что группа подростков жестоко избила азиата или африканца…

Кто-то считает, что они «уводят наших девушек», «забирают наши рабочие места» или просто «мешают нам жить». Но трудовая миграция — это вынужденный выбор людей, бегущих из разорённых политикой или войной стран, чтобы поднимать своим трудом в том числе и конкурентоспособность других экономик. В результате мы имеем порочный круг ксенофобии и ненависти. Зависть, личная неудовлетворённость порождают желание унизить и оскорбить непохожего на нас иностранца — особенно если «понаехавшие» хотят и умеют работать, в отличие от коренного обывателя, который предпочитает сидеть у телевизора, пить пиво и постить гадости в соцсетях. На всякий случай анонимно, с фейковых страниц — господа тролли уже наслышаны об ответственности за подобные сочинения. Но охота пуще неволи — та ведь и распирает сморозить что-то язвительное, пошлое и откровенно неприязненное по отношению к вкалывающему днём и ночью узбеку, молдаванину или украинцу.

А если иностранец привёз в Россию небольшой капитал, чтобы построить дом, получить образование или открыть свой маленький бизнес, это вызывает чувство бешеной ненависти у некоторых из наших сограждан. Как будто приезжие виноваты в том, что у тебя нет работы и денег, а в голове лишь собственные комплексы и футбол.

Не пропускайте мимо ушей обидные ксенофобские реплики, которые звучат рядом с вами или которые вы видите в интернете. Им надо давать отпор. Это отнюдь не невинные слова, как пытаются представить их сторонники модной «нулевой толерантности». Они призывают к насилию и поддерживают угнетение — а это именно то, к чему призывали нацисты и их пособники.

От нас же тролли-разжигатели не увидят ни малейшей поблажки. И кто-то, возможно, получит за свои мерзости как минимум судимость.