Максим Байдак (Салман Север)

От юношеской фронды до исламофашизма.

Пока Европа приходит в себя после очередного теракта, 47news выяснил, почему бывший скинхед и блогер из Петербурга привлек к себе внимание спецслужб после последних взрывов в Стамбуле. То ли он генетический диссидент, то ли авантюрист, то ли создатель новой утопии – исламофашизм. То ли мы ищем не там, где потеряли, а там где светло и сами куем несогласных.

После ночной атаки террористов в Ницце европейские спецслужбы аврально проверяют все связи исламиста, отнявшего жизни восьми десятков людей. Вероятно среди них найдутся те, кто как-то связан с Россией, после чего в Москву полетят красные телеграммы под грифом «секретно». Так, как это было после взрывов в аэропорту Стамбула.

Напомним, что 28 июня серия взрывов потрясла воздушные ворота Турции. Спустя неделю президент Тайип Эрдоган официально заявил, что к атаке причастны выходцы из Дагестана. Реакция последовала — по стране прокатилась волна арестов. Под прицел наследников Ататюрка попали приезжие из стран СНГ.

В числе задержанных оказался один из самых известных религиозных оппозиционеров России — Айрат Вахитов, известный как Салман Булгарский. Бывший имам из Набережных Челнов прославился на весь мир как русский узник Гуантанамо. Власти США обвиняли его в войне на стороне талибов в Афганистане.

Его задержание и реакцию Анкары на теракты мировым СМИ, таким как BBC и «Голос Америки», комментировал другой российский исламист — петербуржец Салман Север.

«Турции нужно как-то покрыть промах своих спецслужб, которые пропустили этот теракт в главные воздушные ворота. Турецкие спецы известны тем, что достаточно посредственно работают на упреждение угроз, зато, когда трагедия состоится, метут всех без разбора», — процитировало Салмана BBC.

Хотя еще полгода назад британцы публиковали его интервью, где он говорил, что русские мусульмане готовы с оружием защищать Турцию от Москвы.

«Голос Америки» представил Салмана Севера как пресс-секретаря ассоциации русскоговорящих изгнанников в Турции, а также представителя группы «Союз чести».

За громким названием скрывается объединение исламистов, представляющих различные запрещенные в России течения и джамааты, в том числе примелькавшуюся петербуржцам Хизб ут-Тахрир (организация запрещена в РФ). Об этом сам петербуржец Салман рассказывает в одном из многочисленных обращений на YouTube.

О себе он предпочитает говорить как о дворянине с казачьей кровью и потомственном диссиденте. Якобы, его семье принадлежали особняки на Английской набережной в Петербурге, но после революции семья лишилась всего. Бабушки и дедушки не поддерживали коммунистическую идеологию, а родители протестовали в Ленинградском рок-клубе.

Единственный факт из автобиографии, который не вызывает сомнений — любовь Салмана Севера к маме. Хотя силовиков это интересует в последнюю очередь.

По информации 47news, именно медийная активность быстро набравшего силу цитирования исламиста-правозащитника привела к тому, что его персона заинтересовала спецслужбы ряда стран СНГ. Официально и неофициально правоохранители стали искать информацию о «новом лидере мусульман». Вся корреспонденция постепенно собирается в Петербурге, что не удивительно, так как на юг Салман Север сбежал от невского правосудия еще в 2013 году.

Задерживали его тогда сотрудники ФСБ, полиции Петербурга и при поддержке бойцов спецназа «Тайфун» вывели будущего правозащитника с мешком на голове из квартиры в Купчино. Кадры с фрагментами операции попали и на федеральные телеканалы.

Собеседники нашего издания в Центре «Э» полицейского Главка признаются, что не подозревали о том, как возвысят Салмана своими действиями. Для них он никакой не Салман, а Байдак Максим Анатольевич, 1986 года рождения, уроженец Ленинград, русский. Жил с мамой по имени Таня, до седьмого класса учился дома, потом успел получить пару высших, зарабатывал даже переводами. Ездил на «Жигулях», ел в «Макдональдсе».

Его задержали по красивой статье «оправдание терроризма», по факту — это был пост в блоге, который провисел в сети более двух лет, пока на нем не сделали показатель для статистики. Так что пост этот он написал в 25 лет. Вполне возраст, чтобы писать что угодно.

47news знает, что на допросе Байдак осознал величие ислама после террористической атаки на торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. А еще пытался убедить окружающих, что Гитлер имеет какое-то отношение к мусульманам. Мол, он замыслил национал-социализм, чтобы обратить белых людей в истинную веру. Вот такой исламофашизм.

По инерции, за опальным блогером продолжали приглядывать какое-то время. В начале 2015 года от него открестились в «Национальной организации русских мусульман»», интересы которой он защищал в Петербурге. Якобы, это произошло из того, что новоявленного диссидента уличили в рекламе мужских благовоний.

Так что Салман Булгарский — покровитель Максима. Они общались задолго до того, как петербуржец сбежал из России. Не удивительно, что он за него заступается.

В истории Максима-Салмана корреспондент 47news увидел аналог коммунистических гонений на инакомыслящих. Только на место самиздату пришли блоги и социальные сети. А статья «антисоветская агитация и пропаганда» ныне превратилась в возбуждение ненависти или вражды.

Возбуждая дела по экстремизму, силовики, как и раньше, дарят своим поднадзорным почетное звание диссидентов. В этом ключе предложения лидера российских либерал-демократов Владимира Жириновского отменить самую экстремистскую 282-ую статью УК, которая грозит тюрьмой за разжигание, выглядит вовсе не предвыборной риторикой.

Тимур Зайнуллин,
47news