Джихад

В Татарстане начался суд над поджигавшими церкви террористами.

В Казанском гарнизонном военном суде сегодня начался процесс над «Чистопольским джамаатом», участников которого обвиняют в поджогах православных храмов, обстреле реактивными ракетами Нижнекамского нефтехимического завода и попытке теракта против посетителей одного из популярных национальных парков республики.

Заседание началось с того, что один из подсудимых, 29-летний Станислав Трофимчик, попытался в присутствии прокурора республики Илдуса Нафикова выхватить оружие у сопровождавшего его в стеклянную «клетку» судебного пристава. Русского ваххабита (Трофимчик принял ислам в его радикальной версии под именем Салих несколько лет назад, до этого в 2004 году был судим за кражу — криминальные биографии весьма типичны и для его подельников по «джамаату», и террористов ИГИЛ* за рубежом) удалось скрутить, заковать в наручники и вывести из зала.

«Чистопольский джамаат», как установило следствие, был создан в 2007 году в одноимённом городе Татарстана «в целях ведения джихада, установления радикальной формы ислама и исламского государства». Лидерами («амирами») бандгруппы стали Раис Мингалеев и ранее судимый за фальшивомонетничество Марат Сабиров.

После убийства 19 июля 2012 года в Казани богослова Валиуллы Якупова и подрыва машины муфтия республики Илдуса Файзова Мингалеев обнародовал пропагандистское видео от лица «Моджахедов Татарстана», заявив, что возглавляемая им бандгруппа принесла присягу верности вождю «Имарата Кавказ»* Доку Умарову. В ещё одном видео, выпущенном в начале августа, «моджахеды» взяли на себя ответственность за июльские теракты.

— Мингалеев был тесно связан с дагестанским бандподпольем и зарубежными эмиссарами международных террористических организаций, — сообщил 1 мая 2014 года Национальный антитеррористический комитет. — Доподлинно известно, что в ноябре 2013 года бандгруппой была предпринята попытка подрыва цистерн с химической продукцией и хранилища нефтепродуктов на территории комбината «Нижнекамскнефтехим» путём запуска пяти самодельных ракет, начинённых взрывчатым веществом.

Обстрел Нижнекамского нефтехимического завода ракетами (их сварили на принадлежавшем Сабирову пункте приёма металлолома) с самодельной версии установки «Град» произошёл в 7:40 16 ноября. Однако запущенные террористами реактивные самоделки не долетели до предприятия (одна из них упала на территорию расположенной рядом исправительной колонии № 4 для осуждённых с открытой формой туберкулёза) и не взорвались.

— Осенью 2013 года Мингалеев с Сабировым организовали теракт в Билярском музее-заповеднике, дав указание установить у комплекса «Святой ключ» взрывное устройство, однако оно не сработало. Через несколько дней участники «джамаата» подожгли часовню, церковь и молельный дом в двух районах, — сообщил 20 сентября этого года журналистам по завершении следствия над бандой старший помощник руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Республике Татарстан Андрей Шептицкий.

Речь идёт о сгоревших в ночь с 16 на 17 ноября 2013 года молитвенном доме в честь великомученика Димитрия Солунского в селе Ленино Новошешминского района и строящемся храме в честь новомучеников и исповедников российских в Чистополе, а также сожжённой 30 октября часовне-купели у родника в том же селе Ленино.

Это не единственные поджоги храмов в республике осенью того года. 13 сентября сожгли часовню в селе Ивановка Лениногорского района, 14 ноября — часовню в селе Соколовка Бугульминского района, в ночь с 28 на 29 ноября сгорели храм «Ян крестил» в селе Албай Мамадышского района и церковь Живоначальной Троицы в селе Крещёные Казыли Рыбнослободского района.

17 ноября в лесополосе в 18 метрах у популярного среди туристов архитектурного комплекса «Святой ключ» в Билярском государственном историко-археологическом и природном музее-заповеднике (Алексеевский район Татарстана) были обнаружены заложенные бомбы.

1 декабря 2013 года Мингалеев выпустил новое пропагандистское видео «Обращение амира Татарстана Абдуллаха», на котором, позируя на фоне чёрного флага, аналогичного используемому Партией исламского освобождения («Хизб ут-Тахрир»)*, взял на себя ответственность за ракетный обстрел завода и поджоги церквей, заявив, что «джихад продолжается, джихад растёт» и в его планах «освободить земли от безбожников и захватчиков… от Урала до Астрахани».

Говорливого вождя татарских «моджахедов» ликвидировал в бою в ночь с 30 апреля на 1 мая 2014 года прибывший из Москвы отряд «Альфа» Центра специального назначения ФСБ России.

— В 00:35 в районе кирпичного завода прозвучало 4—6 сильных взрыва, произошло возгорание, — писали в соцсетях местные жители. — К очагу пожара прибыло две машины МЧС, порядка 2—4 автомобилей ОМОНа и т.д. Район оцеплен, отключена электроэнергия, в 2:00 после тушения пожара прозвучал ещё один взрыв.

Как оказалось, взорвалась самодельная бомба, которую собирали Мингалеев с сообщником.

Два участника «Чистопольского джамаата» были уничтожены 24 октября 2012 года в ожесточённой перестрелке в одной из многоэтажек Казани. Один из террористов, Роберт Валеев (как считают, именно он застрелил в подъезде собственного дома известного богослова Валиуллу Якупова), подорвал гранату, убив при этом себя и майора спецназа ФСБ Сергея Ашихмина.

Остальные члены бандгруппы были изобличены и задержаны.

Помимо девяти представших сегодня перед судом членов «джамаата» тринадцать уже были ранее осуждены. Наибольшие сроки получил бывший член ОПГ «Татарстанские» Ильдар Вафин, который 12 мая этого года был приговорён к 16 годам лишения свободы сразу по семи статьям Уголовного кодекса — 186-й («Изготовление в целях сбыта поддельных денег или ценных бумаг»), 317-й («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов»), ч. 4 159-й («Мошенничество, совершённое организованной группой либо в особо крупном размере»), ч. 3 223-й («Незаконное изготовление оружия организованной группой») и 222-й («Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств»).

* Организации запрещены в России Верховным судом РФ.

ХЛ