Илья Богданов

За два дня до похищения бывшего офицера ФСБ Ильи Богданова на его страничке в «Фейсбуке» появилась запись: «Моя опора по жизни это — я сам. Как же классно иметь такую опору, которая заинтересована в твоем успехе и выживании как никто другой в этом мире! Жизнь в розыске накладывает легкую паранойю и дополнительную ответственность, развивая концентрированное желание жить, пока эта возможность есть». В переписке с друзьями он вспомнил о двух покушениях на свою жизнь, произошедших на территории Украины, а также о том, что в России он числится в розыске по трем уголовным делам — о дезертирстве, предательстве родины и участии в вооруженных действиях.

На фоне предыдущих постов 28-летнего участника боевых действий на Донбассе (в последнее время Илья работал мойщиком ковров, развивал ветеранский проект «АТОмийка», торговал военной амуницией, готовился к открытию кафе) эти слова выглядели как предчувствие опасности. Или как явный намек, что с ним скоро может случиться беда?

Бывший сотрудник ФСБ России Илье Богданове, который в июле 2014 года перешел на сторону Украины, чтобы с оружием в руках защищать ее от соседа-агрессора. Многие сомневались: не может быть, чтобы российский кадровый разведчик и военный юрист на взлете служебной карьеры расстался с «жирной» должностью инспектора по охране водных ресурсов Приморья, зарплатой в 100 тысяч рублей, собственной квартирой и солидной иномаркой, собрал рюкзак с самыми необходимыми вещами и поехал воевать против своей страны. После тщательной проверки в Службе безопасности Украины («Мы не нашли оснований ему не верить», — заметили наши спецслужбисты) российский офицер был предоставлен самому себе. И уже спустя месяц он в составе батальона «Донбасс» участвовал в боях под Иловайском. Потом с бойцами «Правого сектора» оборонял Пески, сражался за Донецкий аэропорт. За заслуги получил украинское гражданство по ускоренной процедуре.

За два года в Украине Богданов побывал в разных ролях — командир боевого подразделения, кандидат в депутаты местного райсовета, охранник, курьер, строитель. Последним его проектом было маленькое кафе, где гости могли бы лакомиться пян-се — паровыми корейскими пирожками. Рецепт пирожков у Ильи был, вот только не хватало помещения и пяти тысяч долларов на оборудование.

Собственно, корейская кулинария и стала темой, которая свела Богданова с организатором его похищения. Илье написала девушка из Харькова и предложила связаться с ее отцом — якобы тот хочет проинвестировать ветеранский кулинарный бизнес. Именно так Богданов и познакомился с бывшим депутатом Харьковского облсовета регионалом Владимиром Россохой.

— Он представился бизнесменом и хотел спонсировать мое дело, причем действовал так ловко, что даже моя повышенная бдительность не проснулась. На меня уже было совершено два покушения, и я оба раза чувствовал опасность (кстати, обе попытки были предотвращены с помощью сотрудников СБУ, которые все-таки не оставили опеку над бывшим российским «коллегой». — Авт.). А тут интуиция не сработала. Россоха ходил со мной в кафе, фотографировались вместе, вели разные разговоры. Тонкий психолог со сладким голосом и душевным подходом, — так охарактеризовал Илья Богданов своего «нового друга» в интервью интернет-изданию Depo.ua. — А похищали меня уже другие люди. 12 ноября в обед завезли в квартиру в центре Киева с решетками на окнах. На голову натянули балаклаву, и я мало что видел, процентов на тридцать. Россоха там меня сфотографировал, отправил снимок в главное разведывательное управление Генштаба РФ. Это сразу стало ясно, потому что разговор с ГРУ шел по громкой связи, и я слышал обо всех деталях их плана. На том конце провода (на мой взгляд, там был полковник как минимум) Россоху хвалили, что он офигенный молодец, что он должен продолжать меня пичкать наркотиками, держать связанным, а в случае неудачи грохнуть.

Они сильно переживали, что я сделаю какие-то непредвиденные шаги. Но я был связан, у меня затекли руки, был оболванен донельзя, просто ничего не соображал, не мог пошевелиться. Мне кололи клофелин и еще что-то, смесь всего… Между собой они говорили: «Ну, если не получится доставить посылку на место, то нужно его «задвухсотить». «Как?» «А как хочешь, если сильно надо, мы тебе денег накинем!» И я понимал, что этот урод меня грохнет не раздумывая.

Тогда я просто впал в депрессию. Ведь я участвовал в вооруженных конфликтах, был в самых горячих точках — но то было детским садом по сравнению с тем, когда ты беспомощный лежишь с мешком на голове. Они могут легко вкачать тебе наркоту, и ты уйдешь в какие-то фантастические миры. Или горло перережут…

Потом меня в полубреду погрузили в машину и повезли — как выяснилось, в Харьков. Подержали там снова на квартире, поиздевались. А оттуда уже направились к границе на передачу в Россию. Если бы в игру не вступила СБУ, я бы уже был в России или на том свете.

Бывший россиянин признался, что неоднократно замечал за собой слежку:

— Летом неизвестный мужик на машине с луганскими номерами приехал на мойку и вдруг… подарил мне ноутбук! Потом выяснилось, что гаджет был напичкан отслеживающей аппаратурой — я его сразу в ломбард отнес. Я понимал, что за мной ведут слежку российские спецслужбы, говорил об этом в своих интервью. Обращался ко всем, к кому мог, но мало кто реагировал.

Сейчас, когда я все это в деталях рассказал главе СБУ Василию Грицаку, он был потрясен. Сказал, что такого больше не допустит. Частенько поступали угрозы — через соцсети и не только. Всплывали какие-то люди из России, которые пытались куда-то меня затянуть. Но у меня такая жизнь, что я две недели на одном месте не живу. Только поэтому еще живой.

Спустя шесть дней после исчезновения Ильи Богданова глава Службы безопасности Украины Василий Грицак сообщил о завершении операции по его освобождению. По словам главы ведомства, украинские спецслужбы установили всю цепочку преступной схемы: заказчиками выступали Главное управление Генштаба Вооруженных сил и Федеральная служба безопасности России, а исполнителями были граждане Украины, которые должны были переправить похищенного в соседнее государство.

Организатором преступления назвали бывшего депутата Харьковского областного совета Владимира Россоху, завербованного российскими спецслужбами два года назад. В СБУ продемонстрировали видео допроса организатора, а также кадры заключительного этапа спецоперации — захват украинскими спецназовцами автомобиля с находившимся внутри пленником.

Правда, эти кадры сразу вызвали недоверие у внимательных зрителей, обративших внимание на то, что на снегу вокруг автомобиля «Мицубиси», в котором перевозили пленника, было множество следов, свидетельствовавших, что для «кино» был сыгран не один дубль. Вызвало недоумение и то, почему двое похитителей держали Богданова на заднем сиденье, а сами сидели спереди. «Ведь он бывший офицер ФСБ и мог бы что-нибудь предпринять. Кроме того, наручники ему надели на руки спереди, а не заломили назад, что было бы логичнее», — размышляли блогеры в соцсетях. Выложили и более весомый аргумент: «Где СБУ в тот день нашла снег в Харьковской области? Снега у нас не было!»

На следующий день освобожденный пленник признался, что предъявленное публике видео было все-таки снято не в момент захвата преступной группировки, а в ходе следственного эксперимента. Но, отметил Богданов, телефонные переговоры преступников, которые удалось записать, а также видеопризнание организатора банды — самые что ни на есть настоящие. Кстати, Россоха рассказал, что российские кураторы заказали похищение и перемещение на территорию соседнего государства нескольких десятков лиц, неугодных путинскому режиму. Богданов был в этом списке «номером первым».