«Петербургский чистильщик», убивший журналиста Циликина на почве гомофобии, получил 8,5 года строгого режима.

Во вторник Калининский районный суд Санкт-Петербурга вынес приговор уже бывшему студенту Гидрометеорологического университета (РГГМУ) Сергею Косыреву по прозвищу Чистильщик, который признан виновным в убийстве журналиста Дмитрия Циликина. Преступление было совершено на почве гомофобии и неонацизма.

Косыреву суд назначил наказание в виде 8,5 года лишения свободы. Отбывать срок он будет в исправительной колонии строгого режима, сообщает «Интерфакс».

По решению судьи Екатерины Тяминой, которая выносила приговор, дело слушалось в закрытом режиме. Основанием стало ходатайство прокурора, который указал на возможное разглашение личных данных.

Прокурор в ходе прений просил приговорить Косырева к 9,5 года заключения в колонии строгого режима, сообщал ранее адвокат Иосиф Габуния. Подсудимый признал вину в убийстве и частично — вину в краже.

Подсудимый запретил своему адвокату давать комментарии о ходе процесса.

Из материалов уголовного дела следует, что днем 27 марта 2016 года 22-летний студент Сергей Косырев находился в гостях у 54-летнего журналиста Дмитрия Циликина, с которым завязал общение на сайте знакомств в интернете. Встреча друзей по переписке проходила в одной из квартир дома N55 по проспекту Науки.

Между знакомыми возникла ссора, в ходе которой студент убил журналиста, нанеся ему не менее 30 колото-резаных ран. Косырев также похитил из квартиры жертвы мобильный телефон, ноутбук и деньги на общую сумму 43,5 тысячи рублей.

Ранее также сообщалось, что Дмитрию Циликину убийца перерезал сухожилия. Потерпевший скончался от потери крови.

Через несколько дней Косырев был задержан и дал признательные показания. Он пояснил, что пришел в гости к журналисту, вооружившись охотничьим ножом и травматическим пистолетом.

Со слов студента, похищенный ноутбук и нож он выбросил в мусорный контейнер у станции метро «Озерки».

На очередном допросе подозреваемый гордо сообщил, что следователь может обращаться к нему по прозвищу Чистильщик. Свой жизненный путь Косырев назвал крестовым походом против определенной социальной группы, а чувство, с которым он якобы убивал Циликина, не неприязнь, как указано в протоколе, а ненависть.

Следователи говорить о возможных мотивах Косырева не спешили. Между тем пресса отмечала, что на страничке Косырева в соцсети фотографии с портретами Гитлера соседствуют с самураями, а голые девицы — с коловратом и свастикой. Также подозреваемый проявлял интерес к оружию, мотоциклам и тяжелой музыке. А в комментариях Сергей писал о своей сексуальной ориентации: «Я натурал».

Косырев подтвердил, что разделяет ультраправые взгляды. По его словам, он слушает музыку в стиле блэк-метал не столько потому, что она ему нравится, а из-за поступка барабанщика норвежской группы Emperor Борда Эйтхуна по прозвищу Фауст. В 1992 году музыкант зарезал гея в парке Лиллехаммера. Пресса предполагала, что это преступление связано с сатанизмом или неонацизмом, но сам Эйтхун опроверг эту версию.

Дмитрий Циликин окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), в 1982-1990 годы играл в театре комедии имени Н. П. Акимова. После распада СССР он занялся журналистикой и печатался в газете «Час пик». Там Циликин прошел путь от корреспондента до редактора блока «Культура и общество». Параллельно Дмитрий работал на телевидении, был автором и ведущим программ на РТР, Пятом канале и радиостанции «Эхо Петербурга».

В 2000-х годах Циликин печатался в авторитетных и популярных изданиях: «Ведомостях», «Коммерсанте», Vogue, Elle, «Эксперте», «Профиле», «ДП».

Циликин является автором книг «Вопрос ниже пояса» (2002) и «Письма полумертвого человека» (2004, в соавторстве с С. А. Лурье). Журналист был лауреатом специальной премии жюри конкурса «Золотое перо — 2001».

«Язык вражды» объединяет убийц и политиков

После убийства Циликина историк и публицист Даниил Коцюбинский, а также депутат Борис Вишневский возложили ответственность за произошедшее на тех, кто использует «язык вражды» и разжигает ненависть к представителям сексуальных меньшинств. В частности, претензии общественных деятелей адресовались депутату-«гееборцу» Виталию Милонову, сообщало информагентство «Лениздат.ру». Тот, по словам Вишневского, 4 апреля 2016 года «удовлетворенно сообщил», что уровень нетерпимости к «извращенцам» в Петербурге вырос на 10 процентов.

«Сегодня, после убийства Димы Циликина, хочется спросить у гееборца: он не считает себя одним из тех, кто морально ответственен за происшедшее? Не считает, что был одним из тех, кто сеял взошедшие зубы дракона?» — поинтересовался Борис Вишневский.

Журналисты и представители ЛГБТ-сообщества говорили, что правоохранительные органы не будут выдвигать против Косырева обвинения в убийстве на почве гомофобии. «То есть такие взгляды никак не преследуются, и это, безусловно, мотивирует к совершению подобных преступлений», — говорил председатель «Российской ЛГБТ-сети» Игорь Кочетков.

Он также считает, что подобные преступления совершаются из-за одобрения гомофобии в обществе и признания группы людей с нетрадиционной ориентацией социально неполноценной. «Разумеется, для молодых людей, которые склонны к каким-то радикальным действиям, это является дополнительным стимулом. Они могут интерпретировать закон таким образом, что им кажется, что общество и государство одобряет их действия. Но никакие убеждения не дают права на убийство, и я считаю, что государство должно каждый день публично это повторять», — добавил Игорь Кочетков.

По словам социолога и правозащитника Дмитрия Дубровского, сформировавшийся в обществе «язык вражды» в большей степени оправдывает поступок преступника, нежели подталкивает к нему. «Функция этого понятия — это дегуманизация жертвы, выведение ее из круга либо «нормальных людей» («они больные, ненормальные»), либо выведение из круга вообще людей («зверьки», например). Обычно «язык вражды» формирует представление о «защите» — естественно, убийца — не убийца, а защитник, борец с угрозой», — отметил Дмитрий Дубровский.

Правозащитник также считает, что преступник не случайно выбрал себе кличку. «Очень важно, что он называет себя Чистильщиком. Метафора, адресующая нас к «чистоте», описывает представителей ЛГБТ-сообщества как «грязь», которая должна быть смыта, очищена», — добавил Дубровский.

Главной причиной случившегося председатель «Российской ЛГБТ-сети» Игорь Кочетков называл не негативную риторику депутата Милонова и его единомышленников, а то, что в результате таких разговоров в людях нетрадиционной ориентации развивается внутренняя гомофобия. По его словам, многие мужчины и женщины считают, что публичное проявление их образа жизни может им навредить. «Часто звучит вопрос о том, зачем геям и лесбиянкам афишировать свою ориентацию, мол, дома занимайтесь чем хотите. Но именно вот это «неафиширование» и приводит к подобным случаям. Потому что если у этих людей не будет причин скрывать свою ориентацию, то они перестанут знакомиться черт знает с кем в интернете», — добавил Игорь Кочетков.

Юрист петербургской правозащитной организации «Российская ЛГБТ-сеть» Мария Козловская говорит, что с 2012 года в Петербурге наблюдается рост насилия по отношению к геям. До этого нападений было существенно меньше, и в них не было заметно неприкрытой гомофобии.

«Нападающие не говорили: «Я бью тебя, потому что ты гей». Зато теперь они «защищают» закон о пропаганде, и связь между законом и ростом насилия в отношении ЛГБТ очевидна. Закон стал знаком, что такое насилие допустимо», — говорила Козловская о легитимации насилия в интервью, опубликованном год назад изданием Colta.ru.

Newsru