Ростислав Малахов (Петр Ермолаев)

Дело казанских скинхедов: не виновен, но отсидеть надо.

Следователи не смогли найти доказательств вины «казанского нациста», но на всякий случай попросили оставить его в СИЗО.

6 июня в Советском районном суде рассматривали дело об изменении меры пресечения «казанским нацистам», им вменяют убийство студента из Республики Чад, участие в экстремистских сообществах — в общей сложности 15 эпизодов. Если по двум обвиняемым все ясно — Руслан Архипов и Роман Халилов в преступлении сознались, то вину третьего — Ростислава Малахова — следователи доказать не смогли и 22 мая уголовное дело прекратили. Родственники предполагали, что раз парень не виновен, то и из СИЗО его должны выпустить, но у следователя было другое мнение, и судья к нему прислушался. Подробности с заседания — в материале «Реального времени».

Мешок на голову? Но не полиэтиленовый же!

Первым начали рассматривать материал об изменении меры пресечения Ростиславу Малахову. Парень, уверена его мать, в СИЗО попал заодно с остальными. В 2011 году Малахов (тогда он был еще Петром Ермолаевым: после отсидки решил начать новую жизнь и сменил имя и фамилию) был осужден за избиение гражданина Средней Азии. Когда случилось похожее преступление — убийство африканского студента, ему вспомнили старые грехи.

Потом оказалось, что Малахов не виновен — в день убийства он находился на работе, и тогда, по словам матери, сыну решили вменить погром на Ново-Татарском кладбище осенью 2016-го — «висяк», за раскрытие которого Рустамом Миннихановым было объявлено вознаграждение в 5 млн рублей. Но доказать причастность Ростислава к этому преступлению следователи не смогли, и 22 мая уголовное дело в отношении него прекратили.

Мать Малахова, Ирина Ермолаева, на действия следователей начала жаловаться, даже главе Следкома Бастрыкину написала. На одно из обращений — по поводу того, что сыну, когда его вели в здание МВД, на голову надели мешок, — пришел ответ.

— Оперуполномоченный сказал мне: «Но не полиэтиленовый мешок же». Я потребовала разобраться в неправомерных действиях сотрудников полиции, на что мне из Следственного комитета пришел ответ, что законных оснований для проверки не имеется, — показала Ирина Ермолаева переписку с органами.

Позже Ростислав Малахов пожаловался на «мешок» и грубые действия полицейских, за что получил еще одно обвинение — заведомо ложный донос.

«Смысл меня здесь держать? Для галочки?»

В зал суда Ермолаева пришла с поясом от халата и паспортом сына. По ее словам, Ростислава скрутили ночью и даже документ, удостоверяющий личность, не потребовали.

С паспортом — отдельная история. По словам матери, когда сына задерживали, он попросил ее принести из комнаты документ. На это ей понадобилось секунд десять. За это время, как потом скажут женщине, сынок успел покусать полицейского.

— Место укуса обычно болит, его трогают, но, когда я пришла с паспортом, я ничего подобного в поведении полицейского не заметила. На моего сына просто куски грязи пытаются набросать, авось что-нибудь прилипнет, — возмущается мать.

В итоге из всей массы обвинений, предъявленных Ростиславу Малахову к сегодняшнему заседанию суда, состоятельными остались только три — применение насилия в отношении представителя власти, участие в экстремистском сообществе и заведомо ложный донес о совершении преступления.

— Они считают, что сын написал какой-то пост в соцсети, но от его имени кто угодно мог писать, — считает Ирина Ермолаева.

Законодательная инициатива матери: пусть и следователи посидят

По ее словам, сообщение во «ВКонтакте», авторство которого приписывают ее сыну, датировано 2015 годом. А тогда он отбывал наказание в Ханты-Мансийском округе за преступление, совершенное в 2011 году.

— Следователи хотят, чтобы им звездочки прилетали. Я внесла в думу законопроект, чтобы при каждом уголовном деле, когда сдается, следователь проходил детектор лжи, чтобы не было фиктивных дел и следователя сажали в тюрьму на тот срок, который человек сидит за несовершенное преступление, — сказала Ермолаева.

Эти деяния не тянут на содержание под стражей, уверены и Малахов, и его защитник. Следователь посчитал наоборот — выйдя на свободу, Малахов может угрожать потерпевшему — полицейскому, которого покусал, и препятствовать следствию, поэтому попросил продлить ему арест до 7 августа.

— Следствие искусственно создает преступления, накручивает мне статьи. Оснований содержать меня под стражей нет. Следствие само не знает, что у него есть, материалы дела показывают, что я не причастен. Смысл меня здесь держать? Для галочки? — обратился Малахов к судье.

Заслушав все стороны, судья принял позицию следователя и продлил арест Малахову. Мать парня нашла этому только одно объяснение — если следствие признает, что ошиблось, то тогда придется платить компенсацию.

15 преступлений и открытка для бабушки

С остальными фигурантами — Архиповым и Халиловым, Малахова объединяет только одно — создание экстремистского сообщества и участие в нем.

В убийстве гражданина Республики Чад Махджуба Тиджани Хассана 16 февраля 2017 года Руслан Архипов и Роман Халилов сознались. Более того, Архипов признался еще и в убийстве гражданина Индии.

Но если Халилов изменить ему меру пресечения не просил, то Архипов в глубине души надеялся на это. Его адвокат даже робко попросил об этом судью.

— При всей трагичности событий считаю своим долгом просить изменить меру пресечения на домашний арест, — сказал защитник.

Суд решил иначе. Архипов и Халилов на время следствия, до 7 августа, останутся в СИЗО, как и Малахов.

Что интересно, в отличие от предыдущего заседания, Халилов вел себя сдержанно, не обзывался и не угрожал. Напомним, в прошлый раз от лидера «нацподполья» досталось всем — от прокурора, которого Халилов назвал «псом системы», до секретаря заседания. В этот раз Халилов пришел в суд с открыткой, которую он хотел передать бабушке (она тоже пришла повидаться с внуком). Но судебный пристав сказал, что «разводить сантименты» в зале суда не положено.

Халилов, Архипов, Малахов подозреваются в 15 преступлениях, которые следствие объединило в одно дело. 11 из них инкриминируют первым двум, еще три — Малахову, одно — некому Аскарову. Правда, его не задержали. Следователь говорит, что оснований пока нет.

РВ