армяне

Минувший День Победы в Екатеринбурге омрачился скандалом на акции «Бессмертный полк», имевшем национальной подтекст. Организаторы возмутились тому, что представители местной армянской общины пришли почтить общую память героев войны с национальными флагами республики. Многие убеждены, что конфликт возник на пустом месте, но осадок, что называется, остался. Это стало поводом посмотреть поближе на людей, которые решили отстоять право на флаги своей Родины. К тому же законное право — судя по реакции президента России.

Пролог

В результате официальные заявления о недопустимости приносить национальные флаги на шествие «Бессмертного полка» остались больше личной позицией отдельных деятелей, нежели консолидированным мнением. Пользователи соцсети «Фейсбук» опровергли тезис отдельных единороссов о том, что флаги Армении приносить нельзя фотоснимками Путина на фоне многообразия партийных флагов. Было это на акции «Бессмертного полка» в Москве. И вроде как получалось, что если президент РФ идет в колонне, то флаги нести можно, а если точно такое же шествие проходит в Екатеринбурге – то нет.

Намечавшийся конфликт то ли чудом, то ли мудростью народной не получил развития. Ситуацию «разрулили» в соцсетях, где мнения озвучили представители армянского общества «Ани-Армения», представители диаспоры, общественники и журналисты. На этом споры прекратились. Впрочем, в Екатеринбурге ситуация прошла по легкому сценарию. В Москве и Санкт-Петербурге были драки между армянами и азербайджанцами — и тоже на «Бессмертном полку», и тоже из-за флагов.

«Как оказалось, никакого строгого регламента относительно акции «Бессмертный полк» нет, и не было. Шествие — изъявление чувств, и они могут быть проявлены разными способами. Тем не менее, армянской диаспоре надо более тонко и взвешенно подходить к подобным вопросам. Соответственно и стражам правопорядка при проведении массовых интернациональных акций надо проявлять профессионализм и, зная ситуацию, разводить армянских и азербайджанских участников «Бессмертного полка», — отметила газета «Новое время».

В свою очередь поэт Василий Овсепьян заявил, что пожалуется на организаторов акции Владимиру Путину.
«Вы что вытворяете? Кто вам дал право вбивать клин в дружбу двух народов – армянского и русского?», — пояснил он свой порыв.
По сути, на пустом месте развернувшийся спор чуть не вырос в выяснение отношений и неоднозначные трактовки в СМИ. Что интересно, единого мнения — можно или нельзя нести флаг своей Родины наряду с фотоснимками своих геройских предков так и остался неразрешенным.

Армянская диаспора

Зато дал ЕАН удобный повод для подробного изучения образа жизни, мыслей, повседневной и трудовой деятельности, а главное — личных планов на дальнейшую жизнь в Свердловской области представителей ряда национальностей. УФМС по Свердловской области и экспертное сообщество выделяют в ТОПе 5 диаспор, способных оказывать влияние на социально-экономическое положение в Свердловской области: китайскую, таджикскую, узбекскую, киргизскую и азербайджанскую диаспоры.
Вы не увидели в списке представителей Республики Армения. Да. Как раз одним из самых малочисленных объединения на Среднем Урале является армянское сообщество. Порядка 11,5-12 тыс. человек.

Несмотря на это, начать серию публикаций о влиятельных диаспорах мы решили с представителей этого народа. Хотя бы потому, что они отстояли право на свои флаги в другой, не менее гостеприимной стране, чем их родная Армения.

Член армянской общины «Ани-Армения» Саркис Агаджанян:
— Пиар на акции «Бессмертный полк» неуместен. Если внимательно посмотреть мой пост в Фэйсбуке, связанный с этой ситуацией, там есть комментарий одного общественно-политического деятеля, который грамотно сказал, что на таких акциях людьми движут самые лучшие, добрые чувства. Неуместен пиар – вообще в принципе, и того человека, который начал выносить все на публику.
Неуместен и пиар армянской общины. Думаю, что и без флагов на площади, в рядах «Бессмертного полка» многие горожане знают, что на территории Среднего Урала существует армянская община. Мы делаем здесь настоящие благие дела, но мы не освещаем их. Очень долгое время на ОТВ идет передача «Наследники Урарту». Выходит она по субботам. Но мы там не рассказываем о том, что мы помогаем детским домам, мы выезжаем в муниципалитеты и за свой счет организовываем концерты… Мы интегрируемся в российское общество, делаем это мягко, и опять же сохраняя при этом свою самобытность.
Армянская община активно помогает проекту «Roomple». Недавно при нашей поддержке «Roomple» выпустил фильм «160». Представители 160 национальностей проживают в нашем регионе — этот фильм о них. Мы помогаем не только себе, но и другим . Знакомим местное население с культурой всех народов. Активно участвуем в общественно-политической жизни региона.
Также каждый учебный год открывается армянская воскресная школа, куда приходят не только армянские дети, но и дети других национальностей, обучаются армянской письменности, литературе, истории, танцам и песням. Наши двери открыты для каждого, кому интересна армянская культура (Декабристов 88, Монтажный колледж, каждое воскресенье).

— Откуда средства?

— Спонсируют армяне, которые здесь на Урале смогли реализоваться. Все основано на добровольных взносах, никто ничего нам не выделяет. Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики выделяет субсидии на определенные тематики национально-культурным объединениям. Аналогичная статья расходов есть у минкульта. Насколько я знаю и помню. Других примеров не приведу.

— Сколько армян сегодня проживает на Среднем Урале? Как люди отреагировали на историю с «Бессмертным полком» в Екатеринбурге?

— У нас нет такого – мол, нужен членский билет, чтоб ты считался человеком общины. Каждый армянин здесь – это и есть община. По последним подсчетам где-то 11,5-12 тыс. армян поживает в Свердловской области.
У людей чувство одно — неприятно. Неприятно то, что зная историю и понимая всю жестокость любой войны, находятся деятели, которые играя на искренних чувствах людей, пытаются использовать любой повод в этой святой акции для своих корыстных целей. Благо у нас есть своя позиция и ее разделяют не только армяне. Мы получили огромную поддержку от жителей Свердловской области. За это огромное спасибо. Нам действительно приятно. Мы однозначно правы и у нас есть масса доводов, доказывающих то, что мы имеем полное право брать наши флаги в руки и принимать участие в народной акции в таком формате. Взглянув на историю, мы увидим, что перед войной 1945 года, в 1915 году против армянского народа был осуществлен геноцид и это факт. И на момент ВОВ численность населения в Армянской ССР была менее 1,5 миллиона человек, на фронт отправилось 300 тысяч бойцов, республика находилась на грани демографического провала, но, тем не менее, армянский народ внес весомый вклад в победу. Один маленький и уникальный пример скажет Вам о многом: село Чардахлу, которое находится на территории другой страны, в то время было населено преимущественно армянами. Это село насчитывало чуть более 1000 человек. Оно в годы ВОВ дало СССР двух маршалов (Баграмян и Бабаджанян), семь генералов и двенадцать Героев Советского Союза.

— Чем в Свердловской области занимаются армяне – на чем специализируются?

— У нас есть поэты, спортсмены, скульпторы, художники, бизнесмены. Например, скульптор Георг Геворкян. Его самые известные работы «Седой Урал» и Пушкин в Литературном квартале. У него свой специфический стиль и почерк — узнаваемый.

— Насколько легко и трудно взаимодействовать армянам с коренными свердловчанами?

— Меня сюда привезли в 1994 году. Отец со старшим братом приехали сюда в 70-80-х годах. У них тут никого не было, они все начинали с нуля, рожали и воспитывали детей. Для СССР это была обычная практика. Что касается меня, то я в 90-е годы был маленьким. Пошел в школу и получил высшее образование.