Флаг Русской Республики Русь

Русская Республика Русь была образована в составе Российской Федерации в 2003 году. Первое учредительное собрание состоялось в марте, на нем избрали Госсовет республики; на втором, которое прошло в декабре того же года, основатели приступили к формированию административно-управленческого аппарата.

После первого учредительного собрания о создании русской республики уведомили ООН, правительство России и администрацию президента. На красном флаге Руси решено было изобразить руну Одал, которую республиканцы называют древним русским символом.

Верховным правителем учредительное собрание избрало Владимира Попова, однако в настоящее время республикой руководит 68-летний Виктор Кривов; он возглавляет исполком Госсовета. Место председателя Госсовета, то есть главы республики, сейчас вакантно.

Кривов рассказывает, что в 2003-м после собрания Попов исчез вместе с учредительными документами республики. Позже бумаги удалось вернуть. Кривов уверен, что верховного правителя Руси тогда госпитализировали в психбольницу. Сейчас Попов упоминается как верховный правитель на сайте другой Русской республики. Кривов считает, что это одна из «имитационных организаций»; в свою очередь, Попов своим указом отправил Кривова в отставку за превышение полномочий.

Виктор Кривов с 1986 года состоял в обществе «Память», в 1990-х возглавлял центральный штаб «Русского национального единства» (три региональных отделения РНЕ были запрещены Верховным судом), в октябре 1993 года участвовал в обороне Белого дома. Некоторые члены Госсовета Русской Республики Русь также состояли в этих организациях и принимали активное участие в событиях 1993-го. Кривов принципиально отказывается менять свой советский паспорт на российский. В руководстве Руси говорят, что идея такой республики появилась еще в 1985 году.

Республика Русь сейчас объединяет 22 «общины коренного русского народа», в том числе четыре в Москве и по две — в Московской, Новосибирской и Самарской областях. В последнее время лидеры Руси перестали выдавать разрешения на открытие новых общин, чтобы не подвергать опасности своих сторонников. По тем же соображениям руководители республики предпочитают не говорить, сколько человек разделяет их взгляды и присоединились к самопровозглашенному образованию.

В Русской Республике Русь используют «русскую национальную орфографию — без бесов», что подразумевает, в частности, использование приставки «без-» вместо «бес-» и частичный отказ от некоторых гласных. «Частицу «не» слитно пишу там, где считаю нужным, просто руководствуясь смыслом национальным», — добавляет Кривов.

Деятели Русской Республики Русь добиваются создания одноименного субъекта в составе Российской Федерации. Однако это не самоцель; в республике подчеркивают, что не выступают за «обособление Русского Народа от других Коренных Народов России». По мнению руководства Руси, сегодня все коренные народы России находятся на грани вымирания.

При этом образование нового субъекта федерации республиканцы считают лишь шагом на пути к созданию «государства коренных народов России на добровольной основе» — то есть объединению Украины, Беларуси и России.

Россию 2010-х годов Кривов сравнивает с концлагерем и обвиняет правящий режим в геноциде коренного населения. «Культурный геноцид, юридический, моральный в виде террора, запугивания граждан», — перечисляет он.

По мнению республиканцев, «ликвидационная команда» в нынешнем руководстве страны выполняет заказ Госдепартамента США. Впрочем, главную угрозу идеологи Руси видят не столько в американской экспансии, сколько в сатанизме. «Планета опутана сетью сатанизма. Его можно называть сионизмом, проявлением фашизма, в виде марксизма-ленинизма, — рассуждает Кривов. — Кореец восстал один, во человек! Голодная, нищая Корея, царь-козел, но зато мы больше на планете никому не должны. Придут сюда — сами поляжем, вырежем половину».

Основатели республики отмечают, что при образовании Российской Федерации между коренными народами России не был заключен федеративный договор. Без этого документа они отказываются признавать Россию полноценным и легитимным государством. В случае падения действующего режима, говорит Кривов, руководство республики готово заявить свои права на часть территории страны.

«Я не за бедность. Нищеты не должно быть, — объясняет Кривов свою экономическую программу. — Бизнес должен быть, экономика должна быть, капиталисты должны быть. Но только в равных условиях и справедливо. Если человек основал какое-то предприятие и развил его до концерна, то бог в помощь. Но не так, что бы он один там с мешками денег на Западе и со своей семьей, а остальные здесь ими обворованные в скотском положении».

Несмотря на то, что руководство Руси избегает разговоров о создании отдельного государства, оно предлагает «народам России» приобретать гражданство и национальный паспорт республики. В 2015 году Госсовет Руси своим постановением уточнил: в паспорт по желанию заявителя можно поставить штамп о том, что гражданин республики является правопреемником СССР-РСФСР. Об этом якобы попросили сами граждане Руси — «для прекращения юридически-правового шулерства должностных лиц РФ, присвоивших права государства вследствие государственного переворота 1993 года». Кривов замечает, что нумерация республиканских паспортов «исключает получение числа Зверя — 666».

Владельцы паспортов Русской Республики Русь при попытке использовать документ по назначению сталкиваются с предсказуемыми проблемами; впрочем, в соцсетях появляются сообщения и об успешном опыте. Алексею Лебедеву в отделении «Почты России» отказались выдать посылку по паспорту Руси. Зато другой обладатель такого паспорта Иван Ефимов рассказывал, как после вмешательства начальства вокзала кассир все же продал ему билет на поезд по документу гражданина республики. Другой последователь Кривова рапортовал о покупке билетов на самолет авиакомпании «Победа» «без вопросов». Несколько человек утверждали, что по паспорту Русской Республики их пускали в суды и Следственный комитет.

Некоторые сторонники и руководители Руси направили властям письма с уведомлением об отказе от российского паспорта.

На сайте Русской Республики Русь указано, что проект ее конституции — калька с действующей Конституции Татарстана. Впрочем, в сентябре 2014 года сам проект основного закона с сайта республики удалили, «потому что некие «доброхоты» постоянно вносили поправки как провокационного, так и глупого смысла, целью которого было и есть дискредитация Идеи Русской Власти».

В марте 1992 года Российская Федерация подписала договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти. Федеративный договор был подписан 86 субъектами, отказались две республики — Татарстан и Чечено-Ингушетия. В Татарстане провели референдум; по официальным данным, более 61% его участников высказались за государственный суверенитет.

В 1994 году федеральные власти все же подписали договор с Татарстаном. Согласно этому договору, в отличие от других регионов республика сама собирала налоги, а не передавала эти полномочия Москве, и могла помиловать осужденных. В 2007 году был подписан новый договор, который уже не давал республиканским властям таких прав. Он был заключен на 10 лет, до июля 2017 года. «Коммерсант» и РБК со ссылкой на осведомленные источники писали, что Кремль не собирается заключать с республикой новый договор.