Русский Марш, Москва 2017

«Шествие в концлагере»: как не прошла акция националистов на юго-востоке Москвы. Текст Эдуард Бурмистров.

Традиционно 4 ноября в День народного единства на улице Перерва в районе Люблино юго-востока Москвы собираются русские националисты. Место проведения «Русского марша» в спальном районе столицы стало уже привычным для приходящих сюда людей, хотя и некоторые до сих пор не могут смириться с площадкой марша.

Возле металлических рамок активисты раздают черно-золото-белые, черно-зеленые и красные флаги. Сотрудники МВД тщательно досматривают приходящих людей. «Цель вашего прихода? Знают ли ваши законные представители?», — интересуется сотрудница полиции у парня школьного возраста.

За рамками стоит семья с тремя детьми младшего возраста. На маленьких детях гордо повязан шарф с имперским флагом и надписью «Я — русский». Отец семейства пояснил корреспонденту Открытой России, что приходит вместе с женой регулярно, а детей нужно оберегать от идеологии, которая навязывается в садике и школе.

Вскоре часть участников марша и журналистов начала активно окружать представителей «Новой оппозиции» Владимира Ратникова и Романа Ковалева. По словам организаторов, полицейские не пропустили через рамки согласованные заранее баннеры. «„Русский марш“ нам не нужен! Они и так нас сажают, запрещают наши организации. Теперь они хотят превратить нашу акцию в фарс и цирк!», — прокричал в мегафон Ратников.

— Националисты, идем, будем требовать наши баннеры!, — призвал Ратников и двинулся к рамкам в ожидании сотрудника полиции.

Еще на этапе согласования акции у нее было несколько заявителей с разных сторон: представители «Партии Националистов», «Комитета „Нация и свобода“», «Новой правой альтернативы» и «Черного блока». Поговорив с силовиками, четверо из пяти заявителей решили отказаться от проведения марша. Кажется, очередной раскол среди националистов никого уже не удивил. Позже со сцены во время митинга Ратникова назовут «провокатором».

Полицейские перестали пропускать людей через рамки, сотрудники ОМОНа и вовсе начали выталкивать людей. Без того немногочисленная акция стала выглядеть еще меньше. Пришедшее количество людей выглядело ощутимо меньше предыдущих маршей, когда русский национализм был на пике своей популярности. После того, как некоторые националистические лидеры оказались в тюрьме, оставшиеся перессорились после Кризиса на Украине 2014 года, в Люблино с каждым годом приходит все меньше людей.

Оставшаяся часть людей все решила встать в организованную колонну при поддержке «Партии Националистов» и отправиться в сторону Люблинской улицы. Спустя несколько минут после начала движения настал черед лозунгов («Русские вперед!» «Остановим политические репрессии!», «Слава России!», «Свободу узникам совести», «Путин — вор!», «Будущее принадлежит нам!»). Помимо борьбы с мигрантами участники акции стали выдвигать вполне демократические требования: отмена 282 УК РФ, освобождение политзаключенных, сменяемость власти.

По ходу движения марша силовики снова задержали несколько активистов. По периметру движения стояли сотрудники «Росгвардии». «Шествие в концлагере какое-то. Со всех сторон жмут, не хватает поставить башен с наблюдателями», — возмутился мужчина в кожаной куртке. Часть журналистов шла впереди за оцеплением колонны; их не пускали ближе. «Охраняем от журналистов», — посмеялся один из сотрудников ОМОНа.

— Русские, вперед!, — прокричали люди в колонне.

— Русские бегут!, — ответил им бегущий впереди журналист.

За металлическими ограждениями собирались случайные прохожие. Они снимали участников марша на мобильные телефоны.

— Что с ними? Обкурились утром чего-то?, — возмутился прохожий мужчина.

— Присоединяйтесь к нам, — предложил молодой парень.

— Нет, мы патриоты!

Дойдя до Люблинской улицы участники акции остановились на небольшой площади, на которой была установлена сцена. Пока лидеры националистических объединений произносили свои пламенные речи, недалеко от них сотрудники ОМОНа продолжали жесткие задержания — одну женщину пришлось увозить на скорой.

В это время со сцены говорили о геноциде русского населения: «В ближайшее время Россия освободится и законные хозяева этой земли станут свободными гражданами России. Мы найдем всех и накажем каждого». Возле сцены, как и практически на всех протестных мероприятиях, мужчины продавали книги о масонском заговоре, царской России, Путине и религии. Ассортимент книжных магазинов на коленке пополнила книга «„Матильда“ как оружие пятой колонны».

Пришедшие на акцию люди в основном одинаково определяют свою мотивацию участия в «Русском марше» — давление на русский народ. Кто-то пришел сюда впервые, а кто-то участвует в марше с 2005 года. Молодой парень Федор с красным шарфом и шапкой охотно рассказывает, почему пришел на протестную акцию: «Мне 15 лет, это не первый мой марш. Я был еще в Нижнем-Новгороде. В Подмосковье хотят сделать газеты на узбекском и таджикском языках. Почему я должен слышать этот бред, когда таджик изнасиловал русскую, его просто депортировали. Я с этим не согласен. Лучше убить, чем доказать».

Другая участница марша — пожилая женщина не очень охотно разговаривает с корреспондентом Открытой России. На вопрос, почему количество участников акции уменьшается с каждым годом, она отвечает, что «нет финансирования». «Я ходила на каждый марш. Сейчас все по-другому, нет никакого единства, нет сильных лидеров», — говорит она. В конце разговора женщина советует «слушать Хакамаду» и «одеваться потеплее».

Теперь «Русский марш» уже не остается маргинальным мероприятием для либеральной публики. Практически все пришедшие на марш молодые люди говорят, что поддерживают Навального и ходят на его мероприятия, несмотря на то, что относятся к нему неоднозначно. «Ни Собчак, ни Навальный, ни Путин не могут быть президентами России», — говорит один из молодых участников марша.

Еще один участник марша оправдывает небольшое количество участников акции прежде всего действиями силовиков: «Большое количество людей не пустили на рамках. Кризис на Украине нас также расколол, но тем не менее надо объединяться. Я русский человек, я за свою страну. Поэтому я готов поддержать своих единомышленников».

Стоящий рядом мужчина также отзывается на вопрос:

— Люди просто боятся, трусливые стали.

Спустя полтора часа марш завершился. На небольшой площади возле Люблинской улицы не оставалось никого кроме организаторов и продавцов книг, которые собирали свой товар в сумки. Позже один из организаторов Иван Белецкий сообщил о более, чем 70 задержанных участниках. Проект «ОВД-инфо» сообщил, по меньшей мере, о 26 задержанных. Тем временем, в МВД отчитались о завершении шествия, в котором «приняли участие около 200 человек».