В Финляндии разразился скандал – стало известно, что управляющий сетью магазинов Kärkkäinen Юха Кярккяйнен поддерживает связи с неонацистами. Теперь поставщики готовы разорвать связи с опозорившейся компанией, а сам Кярккяйнен отчаянно оправдывается, обвиняя прессу в «систематической и беспрецедентной травле», в том, что СМИ пытаются разрушить работу фирмы, в которой трудятся сотни финнов.

Между тем скандалы, связанные с неонаци, разражались в последнее время в Финляндии неоднократно. В настоящее время власти пытаются запретить самую влиятельную из ультраправых организаций через суд.

Закипающий котёл

Устойчивый рост сторонников праворадикальных идей в Финляндии обусловлен миграционным потоком в эту страну. Только за последние два года сюда прибыли свыше 38 тыс. беженцев, из них около 20 тыс. – из Ирака. Естественно, подобный элемент оказывается крайне социально нестабильным, особенно учитывая распространение идеологии радикального исламизма. Страсти подогрел августовский теракт в городе Турку – восемнадцатилетний марокканец, которому отказали в убежище, напал с ножом на прохожих. Прежде чем его успели обезвредить, он успел зарезать двоих человек насмерть, а ещё десяти нанести ранения.

Спектр правых организаций охватывает в Финляндии объединения самого разного толка – от совсем уж явных маргиналов до «респектабельных» партий. Так, влиятельных «Истинных финнов» в этом году возглавил идеолог «антииммиграционного крыла» Юсси Халла-ахо. В 2012 году суд обязал Халла-ахо выплатить штраф и убрать из своего блога записи о мусульманах: тот писал, что «ислам – это педофильская религия» и что «грабёж и жизнь за счёт средств налогоплательщиков» – национальное и чуть ли не генетическое свойство сомалийцев.

«Системные» ультраправые политики – это, так сказать, верхушка айсберга. С неонацистской же «пехотой» из Финляндии жители бывшего СССР имели возможность ознакомиться в начале прошлого года. Тогда в Эстонии появились представители финской праворадикальной группировки «Воины Одина», решившие пополнить ряды за счёт местных жителей. Глава этой группировки ранее осуждённый за сбыт наркотиков и избиение сокамерников финн Даниель Пуудер в беседе с изданием Eesti Päevaleht оповестил: «Главная угроза безопасности действительно исходит от мусульман – просителей убежища. В то же время мы, конечно же, не оставим без внимания и другие нарушения, вне зависимости от национальности, расы или религии нарушителя».

Членам группы даются наставления вооружаться, используя законодательство в части разрешенного гражданского оружия и самообороны. Для вступления в группировку необходимо соответствовать ряду условий: иметь возраст не менее 18 лет, «нельзя быть просто пустозвоном и «диванным воином»» и, конечно же, нельзя быть «мусульманином». Кроме всего прочего, есть и такое условие: «Ты не должен иметь судимость, которая связана с насилием в отношении семьи или женщин/детей!».

Правда, развернуться во всю ширь в Эстонии финским неонацистам не дали – местные спецслужбы и правоохранительные органы быстро донесли до них необходимость сидеть ниже травы и не высовываться. Особенную озабоченность местных властей вызвало то, что в ряды «Воинов Одина» успели вступить некоторые военнослужащие эстонской армии, что, как сказал министр обороны Ханнес Хансо, недопустимо.

В родной Финляндии «Воинов Одина», по их словам, больше всего волнуют те мигранты, которые отираются около магазинов и торговых центров. «С восьми до четырёх в торговом центре Helsinki Idakeskus белого человека не увидишь. Беженцы сидят там и мешают людям. Я своими глазами видел, как лапали девочку двенадцати-четырнадцати лет. Об устных высказываниях и не говорю вообще – это тут уже обычное дело. Я не собираюсь смотреть на такое сложа руки, дабы остаться политкорректным», – подчёркивает помощник Пуудера Индрек Ольм. Его шеф добавил, что не позволяет своей женщине и ребенку в Хельсинки вечером одним выходить на улицу. «Я поднимаю жалюзи, и на меня смотрит мусульманин. Я не готов за себя поручиться, если с моей женщиной и ребенком что-то произойдёт. Но мы не против непосредственно мусульман, темнокожих или белых. Если мы увидим, что эстонец или финн что-либо нарушает – мы тоже вмешаемся», – уверяет Пуудер. И если «Солдаты Одина» «вмешаются», то, по словам Ольма, они «готовы идти до конца».

«Трусам и терпилам у нас нет места»

Минувшей весной громко заявило о себе националистическое движение Suomi Ensin («Сперва Финляндия»), участники которого устроили в столице палаточный городок (они называли его «финским майданом»), просуществовавший много недель. Один из лидеров движения Марко де Вит заявил в прессе, что у его единомышленников три большие цели. «Финляндия должна стать независимой от ЕС. Большая часть нашего законодательства идёт от ЕС. Второе – экономическая независимость: мы хотим выйти из еврозоны. Третья – мы хотим сами контролировать свои собственные границы. Сейчас у нас ужасная ситуация – кто угодно откуда угодно, даже из зоны ИГИЛ может приехать в Финляндию без всяких документов и остаться. Причем о нём будут хорошо заботиться: их кормят, покрывают медицинские расходы, дают деньги на карманные расходы, дискотеки и на что угодно».

По словам де Вита, он и его товарищи протестуют прежде всего против нелегалов. «Те, кто получил отказ, должны быть немедленно выдворены за пределы Финляндии. Мы также противостоим массовой иммиграции, особенно из развивающихся стран, выходцы из которых на практике не могут ассимилироваться в Финляндии, если они приезжают в большом количестве. То есть мы не против иммиграции как таковой, нам, честно говоря, не важен цвет их кожи, пусть они хоть с Марса прилетели. Но они должны по-настоящему ассимилироваться в Финляндии», – утверждает активист.

Он заявляет, что большинство коалиционных политиков и официозных СМИ поддерживают нелегальных мигрантов и идею открытых границ. «Пресса создаёт иллюзию, что всё нормально, всё правильно. На самом деле приезжает много людей очень опасных культур, из опасных зон, некоторые имеют связи с ИГИЛ. К сожалению, в больших городах многие думают, что в Финляндии достаточно места для 60 миллионов человек из развивающихся стран, но им просто заморочили голову. Единственный способ разбить цензуру массмедиа – это организовать такого рода демонстрацию. У нас есть и своё альтернативное СМИ, с помощью которого мы хотим разбудить людей и показать, что происходит», – уверяет де Вит. Правда, в отличие от «Сынов Одина», члены «Сперва Финляндия» характеризуют себя как «людей мирных».