Савитри Деви

Мистик Савитри Деви, восхищавшаяся Гитлером, обожавшая кошек и верившая в арийский миф, казалось бы, должна была после своей смерти 25 лет назад окончательно кануть в Лету. Но ее имя и образ все чаще на слуху из-за роста ультраправых движений в мире.

В 2012 году, изучая вебсайт греческой партии «Золотая заря», я наткнулась на фото женщины в голубом шелковом сари, смотрящей на бюст Гитлера на фоне пламенеющего заката.

Что делала эта, совершенно очевидно, индийская женщина на сайте откровенно расистской партии, цель которой — выгнать из Греции всех иностранцев? Она отложилась у меня в памяти, а спустя какое-то время новая волна ультраправого радикализма в Европе и Америке вынесла на гребне и ее имя — Савитри Деви.

В наши дни не составляет никакого труда натолкнуться на неонацистских сайтах и форумах на обсуждение книг Савитри Деви, особенно ее труда «Молния и солнце», который излагает теорию о том, что Гитлер был реинкарнацией индуистского бога Вишну, а также книги «Золото в горниле» которая призывает истинных последователей поверить в то, что национал-социализм снова пойдет в гору. Американский портал ультраправых взглядов Counter-Currents хранит обширное онлайн-собрание как ее книг, так и работ, посвященных ее жизни.

Ее взгляды в наши дни вновь притягивают внимание благодаря ультраправым деятелям, в числе которых Ричард Спенсер и Стив Бэннон.

Бывший советник по стратегическим вопросам президента США Дональда Трампа и основатель консервативного портала Breitbart News подхватил ее взгляды на историю как на циклическую борьбу между добром и злом — теорию, которую Деви разделяла с другими фашистами-мистиками XX века.

Рок-группы хеви-метал и американские правые радиостанции кричат во всю глотку о Кали-юге — эпохе зла и деградации в индуистской мифологии, которой, как верила Деви, Гитлер был призван положить конец.

Кем же все-таки была Савитри Деви и почему ее идеи вновь становятся популярны?

На первый взгляд, ничего общего с Индией у Савитри Деви не было. Ее звали Максимиани Портас, она родилась в Лионе в 1905 году, и у нее было французское гражданство.

Ее мать была англичанка, а отец — наполовину грек, наполовину итальянец.

С ранних лет она презирала принцип эгалитаризма (идею, предполагающую создание общества на основе всеобщего равенства) в любом виде.

Под влиянием идей греческих националистов в 1923 году она приехала в Афины как раз в то самое время, когда тысячи греческих беженцев оказались без крова после поражения греческой армии в турецкой Малой Азии в конце Первой мировой войны.

Она винила западных союзников как за унижение греков, так и за чрезвычайно несправедливые, жесткие меры, наложенные на Германию в результате Версальского договора.

В ее представлении и Греция, и Германия были жертвами, которым было отказано в законном стремлении объединить весь свой народ на одной территории. Эти взгляды вкупе с ярым антисемитизмом, который, по ее утверждению, она почерпнула в Библии, привели к тому, что она довольно быстро зачислила себя в национал-социалисты.

Гитлер был поборником прав немцев, но, по ее словам, его желание искоренить евреев в Европе и восстановить в правах «нацию арийцев» превратили его в ее собственного «фюрера».

Савитри, впитав антисемитские идеи, витавшие с XVIII века, винила иудео-христианскую цивилизацию в уничтожении величия античной Греции и древней мифической утопии арийцев.

В начале 1930-х годов она отправилась в Индию в поисках живого наследия языческого прошлого Европы, будучи убежденной в том, что кастовая система, запрещавшая неравные браки, сумела сохранить там истинных арийцев.

Вид европейской женщины в Индии, путешествовавшей в поезде четвертым классом, был настолько необычным, что британские колониальные власти взяли ее под наблюдение.

Однако Савитри не имела ничего общего с британцами в Индии вплоть до Второй мировой, когда она начала передавать полученную от них информацию японцам.

Она выучила индийские наречия, вышла замуж за брамина (которого она считала таким же арийцем как и она сама), и выработала замысловатую теорию, в которой нацизм переплетался с индуистскими мифами, и где Гитлер оказывался «человеком против времени», призванным положить конец Кали-юге и возвестить о приходе новой золотой эпохи арийского господства.

В 1930-е годы в Калькутте Савитри работала в индуистском центре, который сейчас представляет собой небольшой местный храм, а тогда был миссией индуистов-националистов.

Возросший во время британского правления интерес к политике со стороны религиозных сообществ Индии помог поддержать рост «хиндутвы» — движения, проповедовавшего индуистский национализм, чьи сторонники утверждали, что индусы являются настоящими преемниками арийцев и что Индия по большому счету — это нация индуистов.

Савитри предложила помощь директору центра Свами Сатиянанде, который, как и многие другие индийцы до обретения страной независимости, разделял ее восхищение Гитлером и позволил Савитри включить элементы нацистской пропаганды в лекции по национальной идентичности индуистов.

Она стала ездить по стране с лекциями на хинди и бенгали, пересыпая рассуждения об арийских ценностях цитатами из «Майн кампф».

В 1945 году, подавленная разгромом Третьего рейха, Савитри вернулась в Европу, чтобы принять участие в ее восстановлении.

Она описала свой приезд в Англию в детских книжках «Длинные усики» и «Двуногая богиня», где героиней является любящая котиков сторонница нацизма Гелиодора, у которой «нет человеческих чувств в обычном смысле этого слова».

«Она была с самого детства слишком глубоко поражена отношением человека к животным…чтобы иметь какую-либо симпатию к людям, страдающим потому, что они евреи», — пишет о Гелиодоре Деви.

Савитри всегда говорила, что она предпочитала животных людям. Как и Гитлер, она была вегетарианкой.

Она будто отстраненно наблюдала за миром, заботясь больше не о людях, а о том, что она воспринимала как глубинные природные процессы. Во время посещения Исландии она две ночи провела на склонах вулкана Гекла во время его извержения.

«Изначальный звук мироздания — [мантры] Ом, — писала она. — Вулкан говорит каждые две-три секунды: «ОМ! ОМ! ОМ!» И Земля все время дрожит у тебя под ногами».

В 1948 году Савитри удалось въехать на территорию оккупированной Германии, где она раздала тысячи профашистских листовок.