Дотации для Кавказа, Тувы, Бурятии

«Вся Россия кормит Кавказ» — это правда. А «Москва обдирает провинцию» — нет! Какие губернии и республики ходят с протянутой рукой, а какие содержат и себя, и страну.

БЕДНЫЕ КАВКАЗСКИЕ РОДСТВЕННИКИ…

Представьте большую семью из 85 человек, разъехавшихся по всей стране. У кого-то снег избу завалил, а кто-то — на собственном пляже с дворцом, один нефть качает, а второй от пенсии до пенсии перебивается… Так и российские регионы — их тоже 85. И так же среди них есть бедные родственники, которым не прожить без помощи из кармана богатого дяди. Не потому, что лодыри или калеки. А просто работы нет. Или детей столько, что всех прокормить — зарплаты не хватает. Вот и ходят с протянутой рукой.

И ведь приходится им помогать. Потому что свои. Российские.

Эдакий финансовый социализм — что б не ходили одни в заплатах, а другие — в сюртуках.

В итоге только на «выравнивание бюджетной обеспеченности» (попытка размазать деньги по региональным бюджетам как масло по бутерброду — слоем поровнее) областям и республикам-беднякам в следующем году выделено 645 миллиардов рублей дотаций. Даром, то есть безвозмездно. А им на помощь в федеральном бюджете России-2018 заложены астрономические 1,7 триллиона! (Подробнее об этой цифре — дальше.)

Кому же они достанутся?

Самый обильный денежный поток из центра прольется на Дагестан — ему положено 59 миллиарда.

Помимо Дагестана, крупнейшими получателями дотаций станут Якутия, Камчатка, Алтай и, конечно, Чечня, куда без нее (смотрите таблицу). В сумме этим субъектам достанется почти треть (!) всех дотаций.

Но на самом деле в дотациях в России нуждаются 73 губернии из 85!

..И БОГАТЫЕ ДЯДИ

Лишь 12 регионам помощь не полагается. Они — те самые богатые дяди, которые кормят всех остальных. А точнее — либо особо работящие (например Самарская, Свердловская, Московская и Ленинградская области), либо сильно везучие — с нефтью и газом, как Тюменская и Сахалинская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий округа. Есть регион и с промышленностью, и с нефтью — Татарстан, он тоже в донорах. А есть — со столичным статусом, то есть федеральными офисами, как, например, Петербург, и, конечно, Москва. Не случайно министр финансов России Антон Силуанов как-то признался, что стране порой приходится брать у Москвы взаймы.

По сравнению с прошлым годом дотации были увеличены для 47 областей и республик, а вот для 26 территорий, наоборот, уменьшены: по словам экспертов, экономика в них начала улучшаться. Но все-таки тех, кто идет «на поправку», увы, почти вдвое меньше, чем беднеющих.

ЧУКОТКА ДЛЯ НАС — НЕ ДЕШЕВЛЕ АЛЯСКИ

Кто-то скажет: так мы и знали, все деньги уходят на Кавказ — в Дагестан и Чечню. Но если пересчитать суммы дотаций на количество проживающих в регионе, мы увидим совершенно другую картинку. В которой окажется, что на одного жителя Чукотки приходится больше 196 тысяч рублей — почти в 10 раз больше, чем на жителя Чечни или на жителя Дагестана!

И в этом Чукотка отчаянно похожа на Аляску. Когда вам будут, надувая щеки, рассказывать, что вот США выдают на каждого жителя Аляски по 10 тысяч долларов в год только за то, что качают там нефть, вспомните, что и обитатели Чукотки — самые дорогие люди для бюджета России. Без всякой нефти.

«МАЛО! ДАЙТЕ ЕЩЕ!»

Цифры помощи регионам были только опубликованы, а оттуда уже посыпались жалобы: мало!

В ряде губерний долги вообще превышают собственные годовые доходы. Только федеральному центру они задолжали более 1 триллиона рублей! Карельские власти заявляют: денег не хватает, чтобы выполнить майские указы президента по росту зарплат бюджетникам. Но настоящий вопль о помощи раздался из Хакасии, где обнаружился самый высокий дефицит бюджета. И вместо распределенных республике 3 миллиардов глава региона просит прислать 28 миллиардов. Вот это аппетит! Или беда?

По какому же принципу Минфин распределяет дотации регионам? И если все это называется выравниванием бюджетной обеспеченности, то кто ее скривил и недоработал? Об этом мы спросили директора Института реформирования общественных финансов Владимира КЛИМАНОВА.

— Северокавказские республики — все дотационные. В связи с чем появилось устойчивое мнение: Россия кормит Кавказ. Возвращаясь к удочке — может, пора ее дать Чечне или Дагестану?

— Удочка не всегда прямо работает. Мы можем построить заводы в этих дотационных регионах, чтобы обеспечить занятость. Но если эти производства возникнут в местах, где нет конкурентных преимуществ, в будущем, может, даже придется удваивать дотации этим территориям. Нужно будет поддерживать не только регион, но и убыточные предприятия. Удочка будет работать там, где есть потенциал формирования таких рабочих мест, которые смогут развивать территорию. Калужская область уже выходит в число регионов-доноров, хотя раньше никогда им не была. И это за счет того, что там возникли конкурентные производства. Аналогичной отдачи можно ждать еще от нескольких территорий Центральной России и Поволжья. Но сложно представить, что мы можем создать суперрентабельное производство на Северном Кавказе.

— Почему? В Калужской области ведь получилось. И на Кавказе пусть автомобили делают.

— Есть ряд причин: далеко транспортное плечо, нет достаточного количества квалифицированных кадров… Не только заводы придется выстраивать, но и целую систему — профобразование, сбыт. Продукция будет дороже.

Поэтому фармацевтика, электроника — они будут базироваться ближе к крупнейшему рынку сбыта, к Москве и другим крупным городам. Дело не в кавказцах, а в экономико-географическом положении регионов. Татарстан, например, часто выигрывает потому, что он на перекрестье путей, связывающих рынки потребления.

Бизнес просчитывает риски, а Кавказ не всегда ассоциируется со спокойствием.

— А сельское хозяйство?

— Оно может быть рентабельным, но это ограниченные предприятия, например коньячное производство. На Северном Кавказе логичнее формировать адекватную систему мобильности людей…

— Это что? Речь о переселении в другие регионы страны?

— Нет, например, для некоторых регионов сохраняется целевой набор в вузы. Есть нехватка населения на Дальнем Востоке, и там есть отличный университет. Вы скажете, что туда не поедут представители других национальностей? Все зависит от того, что предложит регион людям и какие перспективы они там будут иметь.

ТЕРРИТОРИИ-ДОНОРЫ

Москва
Петербург
Московская область
Ленинградская область
Ханты-Мансийский АО
Ямало-Ненецкий АО
Ненецкий АО
Тюменская область
Самарская область
Сахалинская область
Свердловская область
Татарстан

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист:
— Есть, когда какие-то регионы требуют особого отношения. Вот возьмем Кавказ. Нужно посмотреть, как там соблюдаются законы, как там распространяется наш государственный язык — русский. Странно не то, что центр дает деньги Дагестану. Странно, что в Дагестане нет-нет да и обнаружится кирпичный заводик, на котором трудятся рабы.

КП