Польша для поляков

Волки за дверью. Злобный национализм, антисемитизм, откровенно фашистские лозунги больше не табу в Европе.

Шестьдесят тысяч молодых поляков триумфально шли по Варшаве, скандируя: «Зиг хайль! Смерть врагам отечества!»

Чего требовали участники марша? Сохранить чистоту крови и белую Европу — идеи, которые безумно симпатичны множеству людей, которые уверены в том, что они от природы лучше других. Вообще говоря, это напоминает лозунги фашистов, которые призывали не смешивать свою кровь с неполноценными расами. Но министр внутренних дел Польши, совершенно счастливый, назвал марш «прекрасным событием», а государственное телевидение — «великим шествием патриотов». Протестовали в Варшаве против Европейского Союза, который «пытается лишить страну суверенитета, засылая мигрантов-мусульман — они насилуют польских женщин и привозят с собой неизлечимую заразу».

Табу вновь стало нормой

Участники марша собрались у памятника видного политика Романа Дмовского, лидера предвоенной националистической и антисемитской партии. Он даже создателя независимой Польши маршала Юзефа Пилсудского считал ставленником евреев. Наследники его партии и организовали марш в Варшаве, который показал, как сильна в стране ксенофобия, ненависть к чужим.

Во Вторую мировую практически все лагеря уничтожения, начиная с Аушвица (Освенцима), были развернуты на территории Польши.

27 января 1945 года наступавшая Красная армия освободила три тысячи узников Аушвица — всех, кто выжил. Нацистский режим успел уничтожить 6 миллионов — 60 процентов еврейского населения Европы. Выступая в Европейском парламенте, президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Кантор напомнил:

— Только сейчас, спустя 73 года после освобождения концентрационных лагерей и лагерей смерти, численность евреев в мире, наконец, достигла довоенного уровня. Однако в Европе нас в шесть раз меньше, чем до Второй мировой войны.

Благодаря неустанной деятельности Вячеслава Кантора в Европейском парламенте ежегодно отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. В Брюсселе не только поминают невинно убиенных и клянутся «Никогда больше!», но и говорят о дне сегодняшнем — злобный национализм и антисемитизм на подъеме.

— То, что раньше считалось табу, теперь вновь стало нормой в Европе, — с горечью отметил Вячеслав Кантор. — Расистские и антисемитские партии получают места в парламентах и правительствах. Ультраправые делают из евреев козлов отпущения. И вот результат: из-за постоянных угроз во многих европейских странах синагоги и еврейские общинные центры практически круглосуточно приходится охранять.

Из маргиналов в мейнстрим

Широкое распространение по всему европейскому континенту ультраправых настроений и пугающее количество людей, готовых голосовать за эти идеи, — новая угроза, с которой непонятно как справляться. Два десятилетия назад началось возрождение неонацизма в виде правых скинхедов. Ныне маргинальное течение становится мейнстримом.

Лагерь антисемитов и ксенофобов укрепился за счет видных политиков, которые требуют закрыть границы и выкинуть из страны чужих. За лидера Национального фронта Марин Ле Пен в прошлом году проголосовала треть французов! Вдвое больше, чем за ее отца в 2002-м. Национальный фронт прежде вызывал презрение и насмешки — партия растерянных и озлобленных. Теперь фронту отдают свой голос люди, которые прежде постеснялись бы это делать. Заботясь о своей репутации, Марин Ле Пен взяла заместителем человека с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Но в ее партии моду диктуют бритые затылки и нацистские татуировки.

Французы голосуют за Национальный фронт, даже понимая, что он не победит. Другие партии, видя популярность этих лозунгов, их подхватывают. Растущая популярность ультраправых заставляет и политиков других направлений сдвигаться в эту сторону. Политический пейзаж меняется в целом.

Новые правые — так условно можно назвать политическое течение, которое на словах отвергает методы фашистов, но разделяет многие их идеи. Новая правая, образованная и циничная, набирает сторонников, обещая избавить европейцев от пугающей их волны иммигрантов, носителей чуждой культуры, религии, традиций.

Звучат откровенно фашистские лозунги, еще недавно немыслимые на европейском пространстве. Расцветает национализм «крови и почвы». Политики вслух говорят: «Чужие дети не сохранят нашу цивилизацию».

Всего лишь передышка

Год назад вообще казалось, что с либерально-демократическими идеями покончено. Ультраправые популисты были уверены, что вот-вот похоронят либерализм, мультикультурализм и глобализацию. Но «промахнулись» — проиграли на выборах в Нидерландах, дважды потерпели поражение во Франции. Как выразился один европейский политик, благодаря избранию президентом Эмманюэля Макрона «волки остались за дверью». Результаты выборов в Англии и Франции остановили популистскую волну.

В ноябре 2017 года жители Словакии выбирали глав регионов и депутатов местных парламентов. Президент страны Андрей Киска призвал сограждан «воспользоваться своим правом голоса, чтобы современные фашисты не получили места». И лидер ультранационалистической партии Мариан Котлеба потерял пост главы Банска-Бистрицкого края, самого крупного региона страны.

Но это лишь передышка, о чем свидетельствуют выборы в Австрии, где ультраправая Партия свободы прибавила мест в парламенте. Лидер партии Хайнц Кристиан Штрахе в юности состоял в боевых неонацистских организациях, что не помешало ему в новом правительстве занять пост вице-канцлера. А победившая на выборах Партия центра переняла многие лозунги ультраправых.

Тайные силы

Когда канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала немцев принять попавших в беду иностранцев и помочь им, возмутились прежде всего сельские жители: «А что она делает для нас? О нас забыли! Нами пренебрегают!»

Деревня в кризисе. Молодые люди сидят без работы. Вокруг столицы — пустеющие сельские районы, где закрываются супермаркеты и отменяют автобусные маршруты.

Именно сельские районы требовали выхода Британии из Европейского Союза. Национальный фронт во Франции тоже поддерживают деревни. Сельская Европа ополчилась на политическую элиту и вообще на всех, кто преуспел. Многие уверены, что высшая власть захвачена невидимыми силами, которые угнетают простой народ. Не важно, кто формально сидит в правительстве, — все это слуги одних и тех же тайных сил. Очень распространен слух о тайной власти, которая на самом деле управляет странами. Этот слух любим теми, кто представляет политическую жизнь в виде театра кукол. Люди строят в собственном воображении кулисы, за которые помещают главных действующих лиц — кукловодов, манипулирующих теми, кто на сцене.

Наше воображение поражает способность слуха объяснить большое количество различных фактов. Смысл приобретают те факты, о которых мы никогда не подозревали. Наш ум постоянно в поиске простых схем, позволяющих соединить разрозненные события. Мы ведь не любим беспорядка и не верим в случайности. Мы верим тому, что подтверждает уже сложившееся у нас мнение. Тем более, что многие политики охотно такие настроения подогревают. Не знаю, верят ли они в это сами, но во всяком случае умело играют на этих чувствах и настроениях.

Поклонники теории заговоров с пеной на губах сражаются против мирового правительства, которого никогда не видели, против Трехсторонней комиссии и Бильдербергского клуба, о которых ничего не знают. Для них все эти клубы и комиссии — шабаш «еврейских паразитов», которые высасывают кровь из простого народа. Свои личные неудачи они связывают с наплывом иностранцев.