расизм

Свежие новости с поля боя между историей и политкорректностью.

Сегодня — день международного релиза видеоигры Kingdom Come: Deliverance, которую придумал чешский дизайнер Дэниэль Варва, один из создателей знаменитой «Мафии». Действие игры происходит в Богемии, в 1403 году, и отличается повышенной исторической достоверностью. Разработчики действительно очень сильно заморочились, реконструируя быт совершенно конкретной территории в центре Европы — вплоть до того, что игрока, говорят, вместо увлекательных приключений заваливает ежедневной рутиной. Пожрать, поспать, чуму какую-нибудь не подхватить. Все как в жизни.

Но интересно не это. Вы, наверное, уже догадались, какую претензию к чешским разработчикам последние года четыре (!) предъявляют хорошие американские люди со светлыми (на самом деле черными) лицами.

Ну да, в игре нет негров. Про саму игру читайте на Вики.

Kingdom Come и темнокожие: история конфликта.

Как Даниэль Вавра обзавёлся репутацией расиста и ненавистника женщин, отстаивая историческую достоверность в своей игре.

12 февраля администрация ResetEra, одного из крупнейших игровых форумов мира, запретила своим пользователям открыто поддерживать «расистскую» точку зрения создателя Mafia и Kingdom Come: Deliverance Даниэля Вавра об отсутствии в средневековой Европе темнокожих.

Тем, кто заинтересовался Kingdom Come недавно, может показаться, что общественная дискуссия вокруг Вавра началась на волне предрелизного пиара самой игры, но это не так. Конфликт развивался в течение четырёх лет и начался практически случайно.

Зарождение игры и первая критика

Разработка Deliverance полноценно стартовала в 2012 году. Первые 17 месяцев ушли на создание прототипа для поиска инвесторов, но желающих вложить деньги в проект так и не нашлось. Не помогло даже имя Вавра, автора серии Mafia.

На тот момент создание реалистичной ролевой игры про Средневековье выглядело коммерческим самоубийством, и Warhorse Studios нужно было доказать востребованность идеи.

В 2014 году Вавра обратился за помощью к пользователям Kickstarter и собрал 1,1 миллиона фунтов стерлингов при цели в 500 тысяч, а также обзавёлся технологической поддержкой создателей Star Citizen, которые на тот момент тоже активно изучали возможности движка CryEngine.

Вместе с успешным краудфандингом, доказавшим состоятельность идеи Вавра, у Deliverance появилась не только финансовая поддержка, но и первая слава.

В январе 2014 года проектом заинтересовались авторы блога MedievalPOC, которые вот уже много лет занимаются «развенчанием популярного мифа о том, что в Европе цветных людей не было вплоть до эпохи Просвещения».

По словам MedievalPOC, услышав о создании Kingdom Come, они спросили у разработчиков, планируют ли те добавить в игру «цветных» NPC.

В ответ на это сотрудники Warhorse Studios заявили, что подобных намерений у них нет.

Мы не стали включать в игру эти этнические группы, потому что их представителей не было в Богемии тех времён. Вот и всё. Точнее, их было очень и очень мало. Действие игры разворачивается на территории в девять квадратных километров, так что у вас просто не было бы шансов встретить [темнокожего]. — из заявления Warhorse Studios.

Судя по содержанию переписки, MedievalPOC выступали не против отсутствия темнокожих в игре как такового. Они считали, что небольшой инди-студии не обязательно тратить бюджет на это. Их больше смущала аргументация Вавра.

Я понимаю, что создание разнообразных ассетов для игры может быть трудным и утомительным, и я понимаю, что вы не добавляете этническое разнообразие в игру из-за недостатка времени и ресурсов.

Однако мне кажется немного лицемерным называть «историческую точность» в качестве причины не включать в игру представителей различных народов. Ведь примеры объектов искусства тех времён говорят о том, что европейские художники уже тогда были знакомы с людьми не только «нордической внешности». — из запроса MedievalPOC

Реакция разработчиков не устроила MedievalPOC, поэтому они пошли дальше. Изучив страницу игры на Kickstarter, они заметили, что возможность играть за женщину для авторов игры «менее важна», чем оркестровая музыка или механика соблазнения девушек. Эти выводы были сделаны на основе очерёдности целей финансирования.

Спустя несколько месяцев Вавра пояснил, что возможность играть за женщину обошлась бы разработчикам в «бесчисленное количество денег» — сюжет пришлось бы создавать практически с нуля, так как он построен вокруг мужчины определённой социальной принадлежности.

Кто бы ни был прав в сложившемся споре, сами MedievalPOC отметили, что ответы разработчиков были «вежливыми».

Эта дискуссия так и осталась бы в анналах Tumblr, если бы пользователи Reddit не опубликовали ссылку на посты MedievalPOC с насмешками и критикой. После этого в адрес создателей блога посыпались угрозы и пожелания «убить себя». MedievalPOC назвали «борцами за социальную справедливость» (SJW), пытающимся везде пропихнуть идею расового разнообразия — даже там, где ей не место.

Реакция Polygon, Kotaku и других СМИ

Из-за MedievalPOC на игру обратили внимание журналисты. Освещали сложившийся конфликт они по-разному.

Как ни странно, редакция Polygon, нередко поднимающая тему разнообразия рас и сексуальных предпочтений, в 2014 году писала о Kingdom Come только сухие новости, а в 2015 выпустила превью, в котором не было ни слова об отсутствии в игре темнокожих.

В то же время портал The Daily Dot в 2014 году почти без оценок пересказал суть конфликта, не встав ни на одну из его сторон. Материал озаглавили вопросом: «Можно ли считать видеоигру про Средневековье исторически точной без темнокожих?»

А вот редакция Kotaku начала освещать проект на негативной ноте. Первый текст издания о Kingdom Come вышел в 2014 году и назывался «Идиоты, которые борются за то, чтобы в игре про Средневековье были только белые». И он посвящён игрокам, которые отправляли угрозы в адрес MedievalPOC.

В сентябре 2014 года Вавра дал порталу TechRaptor скандальное интервью, где высказался в поддержку движения GamerGate — а именно той его части, которая касается критики игровой журналистики.

Разработчик рассказал, что в его студии работает несколько женщин и даже замужних пар, к которым все остальные относятся уважительно. Вавра также раскритиковал издания вроде Polygon, которые пишут о проблемах полового разнообразия в игровой индустрии, хотя у самих у них в штате не больше 10% женщин.

Я думаю, некоторым журналистам не понравится моя игра. Я думаю, что многие решат, будто я поддерживаю людей, ненавидящих женщин, но это не так. Возможно, я даже потеряю некоторых друзей. Но я считаю, что борьба за свободу слова и самовыражения очень важна. Некоторые журналисты перешагнули черту, и кто-то должен им об этом сказать. — Даниэль Вавра, основатель Warhorse Studios.

Вавра и третий «Ведьмак»

Страсти вокруг Kingdom Come стали утихать, но в 2015 году Вавра вновь столкнулся с больной для себя темой.

Хоть Polygon и молчал о конфликтах вокруг Deliverance, темой «темнокожего Средневековья» его журналисты всё же интересовались. Поэтому редактор издания Артур Гис написал в своей рецензии на «Ведьмака 3» ныне знаменитые строки.

За мои 70 с лишним часов в игре я не увидел ни одного темнокожего человека — ни в Скеллиге, ни в Новиграде, ни в Оксенфурте — нигде. — из обзора «Ведьмака 3» на Polygon.