Найти экстремиста. Перед акцией Навального школы проверяют на патриотизм.

В Санкт-Петербурге школьников анкетируют на предмет лояльности к властям, патриотизма и экстремизма. Такие сообщения появились в социальных сетях и местной прессе.

Тестирование патриотизма проводится в школах Московского района города. В соцсетях выложены фотографии тестов, одним из первых такую фотографию опубликовал активист Ярослав Путров в своем телеграм-канале. По его мнению, опрос школьников приурочен к объявленной несанкционированной майской акции Алексея Навального «Он вам не царь», поскольку известно, с какой охотой именно школьники выходят в последнее время на мероприятия оппозиционного политика. Ярослав замечает, что подобные анкеты ему присылают не впервые:

– У меня есть телеграм-канал, и те, кто меня читает, часто делятся со мной чем-то, что они считают важным. Вот этот школьник читает мой телеграм-канал, и он прислал мне фотографию тестов, которые им раздали в школе. Насколько я понимаю, такое анкетирование проводится не в одном классе и не в одной школе, а во многих. И если этот школьник прислал мне фотографии таких анкет – из этого можно заключить, что ему это не нравится. Я тоже думаю, что если таким путем хотят повысить патриотизм, то способ выбран неэффективный, он не приносит пользу, а провоцирует разные медийные истории, дает повод лишний раз посмеяться над властью.

Социолог Мария Мацкевич тоже считает такой способ поднятия патриотизма среди молодежи неэффективным, но и достаточно безобидным:

– Эти анкеты распространяет Комитет по образованию, и, судя по всему, они придут и в другие школы. Прежде всего, мы должны понимать, что эти анкеты не обязательны для заполнения, а, кроме того, дети относятся к таким вещам гораздо рациональнее взрослых. Они их либо игнорируют, либо, точно понимая, что от них хотят, не сделают ничего такого, что могло бы им повредить.

– То есть вы хотите сказать, что они как-то обойдут провокационные вопросы, которые там имеются, – например, об отношении к людям другой национальности или другой религии?

– Давайте подходить трезво – как бы вы или ваш ребенок ответили на эти вопросы: вы бы либо их пропустите (что, кстати, тоже возможно, ведь там некому проверять правильность заполнения), либо ответите безо всякого смысла, либо зная, как надо отвечать. Нет никакого основания полагать, что эти анкеты вызовут доверие у тех, кому они предназначены, и что мы получим искренние ответы и потрясающие результаты. Эти анкеты вообще не для академического исследования, а для того, чтобы поставить галочку в исполнении определенной программы. Есть бюрократическая отчетность, там у них в плане записано: исследовать уровень патриотизма или толерантности в школах, в графе «выполнено» значится: проведено анкетирование, 98 процентов учеников патриотически настроены.

Да, это еще один неприятный симптом – бюрократизации и профанации всего и вся, в том числе понятия патриотизма, толерантности, гражданского воспитания и образования. Да, кто-то может кинуть камень в огород социологов – вот чем они занимаются. Нет, они этим не занимаются, скорее всего, эти анкеты составляли чиновники, возможно, с гуманитарным образованием – и опять же не для реального изучения уровня патриотизма, а для отчета. Скорее всего, они понимают, что получат исключительно радужные цифры, но для нас эти цифры ни о чем не говорят, ни на что нас не ориентируют. Это дурацкая тенденция, но это далеко не первая анкета такого рода.

Были у нас анкеты для студентов, составлявшиеся вообще в прокуратуре, кажется, приуроченные к выборам: знаете ли вы, какая ответственность существует за выход на несанкционированные акции. И это распространяли деканаты, но возмутились, кстати, студенты только одного вуза, тогда и стало известно, что рассылали эту анкету по вузам всей страны. Мы же понимаем, что это делалось не ради повышения юридической грамотности студентов. Да, это растущая бюрократизация, профанация, опошление политических понятий, но это не какой-то качественно новый уровень, требующий нашего повышенного внимания. Это отголосок глубинных процессов, для знания о которых нам не нужны анкеты: мы и без них знаем, что эти процессы идут, а сами анкеты не стоят ни наших сил, ни нашего внимания, – отмечает Мария Мацкевич.

Журналист Даниил Александров на своей странице в Фейсбуке отозвался на анкетирование школьников – но он считает это подлостью и прямым нарушением 29-й статьи Конституции, которая запрещает принуждать людей к выражению своих политических взглядов. Автор поста приводит несколько утверждений, предлагаемых в анкете для того, чтобы выразить свое согласие или несогласие с ними:

Интересы России (Путина и его олигархов) превыше моих собственных.
Я готов встать на защиту своей родины (партии Единая Россия) и (многонациольного) народа.
У меня возникает чувство гордости за современное политическое влияние России (в Сирии и Украине).
Я горжусь культурой и традициями (РПЦ и Ислама) России.
Я живу в России и не собираюсь никуда уезжать.

«Кроме того, – пишет Даниил Александров, – самим учащимся предлагают определить, какие общественные явления или психологические особенности (!) вызывают среди молодежи националистические или экстремистские настроения. Составители анкеты откровенно подводят подростков под ст. 282 УК РФ, предлагая ответить на вопрос: «Есть ли религии, национальности, к которым вы испытываете неприязнь?» и на вопрос «Сталкиваясь с людьми, отличающимися от вас внешностью, национальной или религиозной принадлежностью, вы обычно…» давая вариант ответа «Действую агрессивно».