ислам

300 имамов приехали во Францию на подмогу французским коллегам.

К 17 мая, к началу священного месяца Рамадан, во Францию приехало 300 иностранных имамов — в помощь французским мусульманским священнослужителям. Эта новость вызвала всплеск критики — в основном, со стороны французских правых и ультраправых политиков и СМИ.

«Как это может быть, чтобы в светском государстве министр внутренних дел (даже если он одновременно является и министром по делам религиозных культов) занимался организацией приезда имамов из Алжира на Рамадан?» — недоумевает Жанетт Буграб, бывший министр, а ныне эссеистка и колумнистка газеты Le Figaro.

Мадам Буграб — дочь харки, то есть алжирца, который воевал на стороне Франции во время Алжирской войны. Она претендует на то, чтобы хорошо знать ситуацию в Алжире, и критикует подход министра внутренних дел Франции Жерара Коллона к вопросу приезда имамов из этой страны. Дело в том, что глава МВД Франции ссылается на гарантии властей тех стран, откуда приезжают священнослужители — в частности на алжирского министра религиозных дел Мохаммеда Аиссу.

Но Жанетт Буграб считает такой подход наивным и призывает «прекратить идеализировать Алжир, где радикальный исламизм глубоко укоренен», а тех, кто борется за светские ценности подвергают репрессиям.

Раскритиковал позицию нынешних властей и бывший премьер-министр Франции Манюэль Вальс, который в интервью журналу Point потребовал «как можно скорее положить конец» практике межправительственных соглашений о приезде иностранных священнослужителей.

Но если Вальс сегодня критикует подобную практику, то что мешало ему самому «положить ей конец» за два с половиной года, в течение которых он возглавлял правительство? Ведь этой «практике» уже несколько десятилетий, напоминает Le Figaro и называет полемику на этот счет «бесперспективной».

Газета уточняет, что большинство иностранных имамов (около двухсот) приезжает из Марокко, еще около ста — из Алжира и несколько человек — из Турции. Списки этих людей, которых предварительно отбирают власти вышеназванных стран, затем проходят контроль министерства иностранных дел и МВД Франции. За всю историю случаи, когда французские власти находили в этих списках «радикальных» имамов, «можно пересчитать по пальцам одной руки», — заявил источник Le Figaro, занимающийся этим вопросом.

Два года назад французские сенаторы, авторы вышедшего тогда доклада «От ислама во Франции — к французскому исламу», обратились к министру внутренних дел Бернару Казневу с призывом «срочно заняться» вопросом подготовки французских имамов, чтобы как можно скорее отказаться от практики приглашения иностранцев.

К слову, еще около 300 иностранных имамов работают во Франции постоянно. Большинство из них из Турции (около 150 человек), еще 120 — из Алжира и 28 из Марокко. Оплату их труда, так же, как и миссии «временных» имамов, приезжающих во Францию, финансируют власти их стран, то есть Турции, Алжира и Марокко.

Во Франции, по разным оценкам, от 5 до 6 миллионов мусульман. На них приходится 2500 «культовых сооружений», где их «обслуживают» от 6 до 8 тысяч французских имамов (это данные составителей парламентского доклада). Впрочем, многие французские мусульманские священнослужители получают образование за границей.

Как считают сенаторы, подготовившие вышеупомянутый доклад, имамы, прошедшие подготовку за границей, могут «переносить (на французскую почву) предрассудки» стран, чьи ценности кардинально отличаются от французских.

Французские власти — и во времена Франсуа Олланда, и сейчас, при Эмманюэле Макроне — соглашаются с тем, что Франция сама должна готовить так называемых «республиканских имамов» — то есть, «воспитанных на французских ценностях». А пока такая «работа» не проведена, приходится приглашать иностранцев.

rfi