Статья опубликована в прокремлевском СМИ как назидание для всех лидеров украинских националистов.

80 лет назад сотрудники НКВД безнаказанно убили главу ОУН* Евгения Коновальца. Радикал, стоявший у истоков украинской идеологии национализма, активно работал на Третий рейх и гордился знакомством с Адольфом Гитлером. Операция по устранению Коновальца, которую провёл Павел Судоплатов, — позорная страница советской истории. Главным её результатом стал раскол среди украинских националистов, значительно ослабивший их. Как майские события в голландском Роттердаме изменили планы украинских радикалов — в материале RT.

Около полудня 23 мая 1938 года в голландском Роттердаме возле гостиницы «Атланта» на улице Коолсингел раздался взрыв. На глазах у ошеломлённых прохожих идущего по улице мужчину буквально разорвало на части. На место происшествия оперативно прибыла полиция. Спустя несколько часов выяснилось, что чудом уцелевший паспорт погибшего — поддельный. Лишь через день правоохранители установили, что убит был лидер ОУН (Организации украинских националистов) Евгений Коновалец.

Из австрийских прапорщиков в петлюровские атаманы

Будущий лидер украинских националистов Евгений Коновалец родился в 1891 году в селе Зашков под Львовом (на тот момент — территория Австро-Венгрии) в русинско-польской семье. В конце XIX — начале ХХ века официальная Вена весьма активно пропагандировала идею украинства, и это сильно повлияло на юного Евгения. Окончив гимназию, Коновалец поступил на юридический факультет Львовского университета.

Будучи студентом, он начал принимать активное участие в деятельности украинских националистических организаций. В 1912—1913 годах Коновалец стал секретарём львовского национально-культурного Всеукраинского общества «Просвещение» имени Тараса Шевченко и членом правления Украинского студенческого союза.

В августе 1914-го, получив звание прапорщика, Коновалец добровольцем (другая версия — мобилизован) отправился на войну с Россией в рядах австрийской армии. Год спустя в ходе кровопролитных боёв за гору Маковка он попал в плен и вплоть до 1917 года находился в поволжских лагерях.

Однако на фоне революционных беспорядков Коновальцу удалось бежать и добраться до Киева, где руководство украинской Центральной рады доверило ему формирование куреня (батальона) «сечевых стрельцов» из числа бывших солдат австро-венгерской армии.

В Киеве в это время были сильны пробольшевистские настроения. В январе 1918 года началось масштабное восстание рабочих на киевском заводе «Арсенал». Однако находящиеся под контролем Центральной рады УНР (Украинской народной республики) войска жестоко подавили его: по разным оценкам, погибло от 500 до 1 тыс. жителей города. Активное участие в этой расправе приняли и «сечевые стрельцы». Однако, когда к Киеву подошли части Красной гвардии, Коновалец вместе с остальными сторонниками Центральной рады покинул его. Вскоре курень «сечевых стрельцов» был преобразован в полк, а Коновалец получил звание полковника.

После немецкой оккупации Украины и свержения властей УНР гетманом Павлом Скоропадским Евгений Коновалец присягнул новому правительству, но уже спустя несколько месяцев предал и его, поддержав так называемую Директорию УНР. Став под знамёна Симона Петлюры, бывший австрийский прапорщик был объявлен атаманом, а его «сечевые стрельцы» — корпусом. В конце 1919 года в ходе войны между Польшей, Советской Россией и сторонниками УНР он сдался в плен польским войскам и вскоре перебрался жить в Чехословакию, где начал изыскивать возможность захватить власть на Украине.

Несостоявшиеся друзья

Находясь в эмиграции, Евгений Коновалец стал одним из самых видных деятелей украинского национального движения. В 1920 году он создал Украинскую военную организацию, а в 1929-м — Организацию украинских националистов.

По данным историков, Коновалец впервые контактировал с германской разведкой в 1923 году, однако полномасштабное взаимодействие началось позже — после прихода к власти в Германии нацистов.

«Активное сотрудничество Коновальца и ОУН с германскими спецслужбами началось в 1933 году. Оно развивалось сразу в нескольких плоскостях. В первую очередь — в идеологической. Нужно понимать, что ОУН была фашистской организацией с идеологией вождизма, воинствующего национализма, ненавистью к евреям и представителям некоторых других национальностей. Поэтому нацистам с ними было работать комфортно. Кроме того, существовала сугубо прагматическая плоскость. ОУН была направлена против Польши и СССР, и поэтому ей было по пути с гитлеровцами. Коновалец получал от германских спецслужб финансирование, шёл обмен разведданными, велась совместная политико-пропагандистская работа», — рассказал в беседе с RT директор фонда «Историческая память», научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков.

В исторической литературе можно найти многочисленные упоминания о личном знакомстве и хороших отношениях Коновальца с Адольфом Гитлером. Однако, по словам Дюкова, главный оуновец в этом смысле мог несколько приукрашивать действительность, чтобы повысить собственную значимость.

«Какое-то количество раз Коновальца к Гитлеру подводили. И главе ОУН было выгодно описывать это знакомство в нужных красках, превознося себя в глазах собственного окружения. Но основную часть времени с Коновальцем работала гитлеровская разведка. Вообще, в глазах нацистских деятелей образованный офицер австро-венгерской армии Коновалец выглядел выгоднее, например, фанатичного агронома Бандеры. В целом же вопрос личного общения Коновальца с Гитлером пока изучен слабо», — отметил эксперт.

Как бы то ни было, в переписке с пронемецки настроенным предстоятелем Украинской грекокатолической церкви Андреем Шептицким Коновалец не скрывал своей радости по поводу сотрудничества с гитлеровцами: «Счастливое начало 1933 года создало условия, при которых наша освободительная акция набирает всё большие обороты и силы. Время проверило нашу дружбу и сотрудничество с немцами, а проверив, показало, что, несмотря на многократные соблазны примириться с поляками, мы выбрали единственно правильную ориентацию».

Гибель «вождя»

Активное сотрудничество украинских националистов с нацистами не было секретом для советской разведки и вызывало в Москве сильное беспокойство.

С целью разработки оуновского руководства в Европу был направлен молодой и перспективный сотрудник НКВД Павел Судоплатов. Он родился в 1907 году в Мелитополе. По документам был украинцем. В 12 лет стал воспитанником полка Красной армии и ещё подростком участвовал в сражениях Гражданской войны. В 1921 году Павел уже был сотрудником особого отдела стрелковой дивизии, а затем его перевели в губернский отдел ГПУ. Получив заочное образование на рабфаке, Судоплатов в 1932-м перевёлся служить в Москву, в центральный аппарат НКВД, где специализировался на работе, связанной с украинскими националистами.

В середине 1930-х он под именем Павлуся Валюха, родственника видного деятеля ОУН Николая Лебедя, вышел на контакт с руководством украинских националистов и изъявил желание развивать структуры ОУН на советской территории.