Власти опять увидели причину всех проблем — в анонимности и соцсетях.

Следственный комитет России требует срочно ввести жесткие ограничения на освещение в СМИ подростковых самоубиств и нападений в школах, а также отменить анонимность в интернете.

В последнее время наблюдается рост числа самоубийств среди несовершеннолетних, на которые тем или иным образом повлияли социальные сети, сообщил сотрудник Главного управления криминалистики Следственного комитета (СК) РФ Сергей Коротких в ходе круглого стола на тему «Право ребёнка на безопасность».

Из доклада следует, что количество попыток самоубийств среди несовершеннолетних выросло с 1094 в 2014 году до 1633 в 2016 году. При этом за первый квартал 2017 года было зарегистрировано 823 таких попытки, то есть больше половины от общего количества зафиксированных за весь предыдущий год.

Но вот тут хочется подробнее остановиться на озвучиваемых представителем СКР цифрах. Стоит заметить, риторика Следственного комитета гораздо более осторожная, чем у политиков, продавивших в прошлом году так называемый «закон о группах смерти» и для этого пошедших на манипулирование цифрами. Напомним, депутат Ирина Яровая, а также ряд других российских политиков, высокопоставленных чиновников, представителей силовых структур утверждали о якобы «всплеске» детских самоубийств. РосКомСвобода в ходе собственного исследования нашла публикации в СМИ за 2016 год, который якобы являлся «пиковым». Но в реальности, согласно данным Росстата, как раз на последние годы выпало снижение самоубийств среди несовершеннолетних: если в 2011 году покончили с собой 1454 ребенка в возрасте до 14 лет, то в 2014-м – 936, а в 2015 году – 824. В 2016 году депутат Яровая и детский омбудсмен Кузнецова озвучивали цифру в 720 несовершеннолетних, добровольно расставшихся с жизнью. О снижении уровня самоубийств в целом писало далеко не одно издание, также опираясь на данные Росстата, однако это не помешало Яровой с коллегами фактически ввести россиян в заблуждение и принять сомнительный закон «о группах смети».

Касаясь же данных СКР, то «попытка» — это понятие очень расплывчатое, поэтому очень странно, что правоохранители вдруг решили положиться на него, а не на цифры, описывающие уже свершившиеся факты. Ещё интересен факт расхождения данных Следственного комитета с данными Росстата, и они оказываются даже меньше, чем мы приводили чуть выше: «при суицидальных попытках в 2014 году погибли 737 подростков, а в 2017 году — 692», — приводят журналисты цифры из доклада. Очень сильно удивляют эти «перебежки» от попыток к самим фактам, вследствие чего очень трудно установить логику нижепредлагаемых Следственным комитетом мер для профилактики самоубийств среди молодежи.

В докладе отмечается рост количества добровольных уходов из жизни, произошедших под влиянием средств массовой информации: с 22 случаев в 2014-м до 105 в 2017 году. Целенаправленное провоцирующее воздействие с использованием интернета было подтверждено в двух случаях в 2015 году и уже в 173 — за первые шесть месяцев 2017 года. Вопрос: откуда следователи узнали о влиянии на решение молодых людей посредством СМИ? Кто им рассказал — потерпевшие? Какие СМИ в данном случае «постарались», что вдруг смогли убедить сделать столь решительный шаг? Что докладчик подразумевает под «провоцирующим воздействием с использованием интернета»? И не смущает ли его то, что «всплески» 2017 года как-то странно совпадают с разжигаемой в СМИ, в том числе и официальных, истерией вокруг так называемых «групп смерти»?

Вышеназванным «группам», естественно, было уделено особое внимание. По данным доклада, если до 2014 года «группы смерти» не были известны и не регистрировались вообще, то в 2015 году членство потерпевших в таких группах было подтверждено дважды, в 2016 году — 20 раз, а за первую половину 2017 года подтвердить членство в «группах смерти» удалось уже 287 раз. И вот тут снова возникает всё тот же вопрос о совпадении роста числа данных групп с истерией, инициированной властями.

Кроме того, отмечается увеличение числа сообщений о нападениях в школе. Количество просмотров сообщений на эту тему превысило 75 млн. «Практически все нападавшие были зарегистрированы в социальной сети «ВКонтакте» и увлечены тематикой массовых убийств, интересовались оружием, биографиями известных серийных убийц, состояли в группах «колумбайн».

Как пояснил сотрудник СК, интерес несовершеннолетних к вышеназванной социальной сети обуславливается доступностью различных материалов, в том числе видео и аудиозаписей, фотографий и изображений, которые нередко содержат нецензурную брань и пропагандируют насилие.

Отдельный раздел посвящен влиянию СМИ, которые возбуждают «искусственный интерес» к данным темам и «подогревают» его. Именно после освещения в СМИ количество подписчиков групп «колумбайн», «скулшутинг», «массовые убийства» резко возросло. «Можно с полной уверенностью утверждать, что СМИ сыграли большую роль в том, что произошло в Перми и Улан-Удэ», — говорится в докладе. Если до публикаций в СМИ о «группах смерти» знали сотни людей, то благодаря СМИ информация об этих группах стала доступна миллионам людей, что привело к резкому росту числа подписчиков, считает Коротких.

Он потребовал ввести жесткие ограничения на освещение подростковых суицидов и нападений в школах в СМИ.

Для борьбы с описанными явлениями требуется «упразднить анонимность в российском сегменте интернета и упорядочить процедуру регистрации в социальных сетях, ввести обязательность использования достоверных данных, позволяющих идентифицировать личность пользователя с момента активации его учетной записи» и «рассмотреть вопрос о возможности регистрации в сети интернет исключительно через портал государственных услуг».

Невооруженным глазом видно желание властей под надуманным поводом, снова жонглируя статистическими данными, которые при внимательном рассмотрении опровергают рисуемую ими апокалиптичную картинку, закрутить гайки в интернете. СКР, и лично его глава — Александр Бастрыкина, уже не в первый раз предлагает существенно уменьшить онлайн-свободы граждан России, некорректно трактуя те или иные события, а зачастую и вовсе путая один социальный ресурс с другим.

А представляете, если Бастрыкин не оговорился, и злые террористы действительно готовят свои преступления с помощью Инстаграмма — например, фото еды — «полная готовность», а сэлфи в душе — сигнал к атаке.
Так что не спешите смеяться над стариком.
— VASILY MAXIMOV (@vasilymaximov) May 29, 2018

Видимо, следователи не совсем четко себе представляют, что такое всемирная Сеть и как она функционирует, если оперируют в ее отношению страшилками людей, до сих пор живущими сознанием «аналоговой эпохи».

РКС