Погромы на Манежной площади во время ЧМ-2002. Почему русские фанаты жгли машины, громили рестораны и массово били полицаев?

Исследование Владислава Воронина.

Благодаря чемпионату мира в Россию вернется массовый просмотр футбола на улице: фан-зона ФИФА на Воробьевых горах вмещает 25 тысяч человек. Толп перед экранами у нас избегают почти 16 лет – с тех пор как 9 июня 2002-го на Манежной площади и Тверской улице пронеслись, вероятно, самые страшные беспорядки в эпоху Владимира Путина.

Когда Россия проиграла Японии (0:1), центр Москвы поглотило безумие и запредельная агрессия. Как итог:

• Одного человека убили, 54 получили травмы
• 7 машин полностью сгорели, еще 106 были разбиты или перевернуты (три из них – милицейские)
• Разбиты 273 витрины, уничтожен 51 рекламный щит, изуродованы 7 автобусных остановок, повреждены несколько троллейбусов
• Пострадали: гостиница «Москва», здание Государственной думы, «Националя», книжного магазина «Москва», Театра им. Чехова, «Детского мира» и мэрии
• Перевернута машина скорой помощи, припаркованная на Тверской, погромщики избили водителя и фельдшера – обоих госпитализировали

На записях погромы кажутся не только ужасающими, но и абсурдными. Разбивая витрину офиса авиакомпании или колошматя лобовое стекло автомобиля, люди кричали: «Россия, вперед!». Целые группы фотографировались на фоне горящих красных «Жигулей» с флагом России за спиной и поднятыми вверх большими пальцами. При поджоге очередной машины кто-то запрыгнул в телекартинку и крикнул: «Россия будет впереди», а другой мужчина пальцами показывал знак Victory.

Мы разобрались, почему футбол на Манежной площади закончился именно так и к чему привели беспорядки 16 лет назад.

Первая причина. Неподготовленная милиция: всего 40 человек против безумной толпы

Уже практически никто не помнит, но 9 июня футбол показывали не только на Манежной площади. Экраны работали еще и на Новом Арбате и Поклонной горе, причем поначалу зрителей там было значительно меньше, а милиции – больше. Как узнал журналист Юрий Щекочихин (он отвечал за резонансные расследования «Новой газеты» – в частности, о коррупции в Генпрокуратуре), за полчаса до начала матча на Арбате находились 50 сотрудников правоохранительных органов и 50 зрителей, на Поклонной горе – 63 и 100. На Манежную к тому моменту прибыли уже более 1000 человек, а за порядком следили всего 37 милиционеров.

Незадолго до матча журналисты РТР (теперь это «Россия 1») поговорили с рядовым милиционером, который стоял около Манежной площади.

– Не боитесь каких-то эксцессов?

– Боимся. Всегда есть боязнь этого, потому что молодежь достаточно пьяная приезжает, много спиртных напитков приносит. Поэтому могут быть эксцессы.

Прогноз был точным. Где-то через два часа началась бойня.

«Никто не просчитал, сколько людей нужно для обеспечения безопасности, – сказал в интервью Sports.ru член одной из следственных групп Леонид Чаленко. – ОМОН вообще сидел на базе в Строгине и выдвинулся только оттуда, а можно было заранее перебросить его на Петровку и в случае необходимости выдвинуть оперативно. Но никто не перебросил, и сотрудников не хватало. Люди так спокойно крушили все на Тверской и переулках, потому что не видели препятствий. Наглядный пример – кафе «Пушкинъ». Несколько его охранников вышли на улицу с палками, и в итоге никто не тронул ни витрины, ни парковку, где стояли машины. А вот на парковке управления делами президента никого не было – там разбили две служебные «Волги» и несколько автомобилей сотрудников».

Начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин утверждал, что узнал о трансляции матча на улицах только утром (хотя несколькими днями ранее точно так же показывали игру с Тунисом). Что еще хуже – у милиции не было нормальных данных о возможной посещаемости. Ориентировались всего на 1200-1400 человек, но пришло почти в 6 раз больше – 8000. Как писал «Коммерсант», чтобы контролировать такую толпу, требовалось поставить около Манежной 1500 милиционеров. Изначально их было в 37 раз меньше, после матча – примерно в 4 раза меньше.

Критика ГУВД была непривычно громкой. Во-первых, милицию в возникновении беспорядков обвинил пресс-секретарь мэра Москвы Юрия Лужкова. Во-вторых, милицейское руководство хлестали телеканалы, которые еще не растеряли дерзость. «Жидкая цепочка милиционеров не смогла справиться с фанатами», – говорили в новостях РТР. «К концу матча ни одного дополнительного милицейского отряда так и не прибыло, ГУВД безнадежно опоздало», – продолжал НТВ.

Начальник ГУВД Пронин оборонялся тем, что трансляция оказалась внезапной и свалилась на правоохранительные органы в воскресенье: «Мы работали в режиме выходного дня. Обычно милицию заранее предупреждают о проводимых массовых мероприятиях (этим занимается правительство Москвы – Sports.ru), и мы готовимся. А тут я узнал о трансляции на Манежной в последний момент. И тут же дал команду своему заместителю направить резервы. Были направлены 20 омоновцев. Но там все больше собиралось молодежи. И напивались. В одной руке бутылка с пивом, а в другой – с водкой. И без закуски!» – возмущался Пронин.

Вторая причина. Можно было пить алкоголь – в толпе летали стеклянные бутылки

Защита Пронина крепка и позволила ему перекинуть часть ответственности на правительство. Запрет на продажу алкоголя около Манежной площади – это функция городского департамента потребительского рынка и услуг, а не милиции. Но об этом почему-то не задумались – и любой зритель мог пронести на Манежную хоть ящик пива (доказательства есть в видеохронике), хоть водку. «Доллар в глазах отдельных заиграл, – уверен начальник ГУВД Пронин. – В погоне за выгодой практически спаивалась молодежь. Подростки брали пиво, расходились по Александровскому саду, Красной площади, а потом уже накачанные возвращались к монитору». «Народ грузился по полной», – подтвердил член следственной группы Чаленко.

«Пиво продавали на самой Манежной площади, в переходах и в начале Тверской. В первом тайме народ только начинал выпивать, но во втором тайме уже выпил прилично. Допив бутылку, некоторые бросали ее за спину – она падала, разбивала кому-то голову, дальше человек шел разбираться. Так возникали локальные потасовки, – вспоминает в беседе со Sports.ru очевидец Сергей Малашенко (далее вы узнаете, почему руководитель ГУВД обвинял его в возникновении беспорядков). – Если бы тогда можно было снять площадь с квадрокоптера, было бы видно, как одни люди расступались, а вторые – шли на разборки».

Как писал «Коммерсант», когда Владимир Бесчастных не забил в пустые ворота японцев, стеклянные бутылки полетели уже в сторону экрана, а драки ожесточились. Чтобы погасить конфликты, на площадь вышли несколько милиционеров и омоновцев (по словам свидетелей, человек 20), но это не испугало, а, наоборот, только разозлило толпу. Она быстро прорвала оцепление. В материалах дела упоминается, что сотрудники правоохранительных органов потеряли каски и резиновые дубинки. На кадрах НТВ видно, как несколько милиционеров пытаются убежать от толпы по Тверской.

Помогло это не всем.