Паника и истерика ведущего программы «Задело» Николая Петрова:

Фантазии о боевых действиях на Красной площади: откуда взялись мечты повышенной наглости. А неправильно сыгранную военную кампанию можно откатить обратно и начать с начала?

Теперь весь предстоящий месяц, как вы понимаете, из всех искусств для нас важнейшим будет футбол. Но знаете, самое неожиданное и поэтому, пожалуй, грандиозное впечатление этой недели только косвенно связано с чемпионатом мира. И это не сенсационная победа российской сборной в матче-открытии. А концерт на Красной площади накануне старта турнира.

о тут, как нарочно, в этот самый момент — еще на экране пел Пласидо Доминго — мой коллега прислал мне на почту ссылку. С пометкой: «Красная площадь. Посмотри». И вот что я увидел.

И, знаете, ролик-анонс пока еще не вышедшей компьютерной игры вдруг задел меня не на шутку. Таким резким оказался переход от небесной красоты оперных голосов на Красной площади к нарисованным компьютерными графиками руинам Василия Блаженного… Мы тут про радость, мир, футбол, музыку. А нам фактически угрожают войной на нашей территории. Разве не так? Пусть в фантазиях. Но все же…

Полез разбираться, кто это там такие дерзкие… фантазеры и мечтатели. А там чем дальше, тем больше! На странице описания компьютерной «стрелялки» обнаружилась стратегическая карта, очертаниями один в один похожая на нашу страну с мерцающими точками нанесения ядерных ударов. Ну и в качестве квинтэссенции — хвастливое заявление разработчиков, что, дескать, локации соответствуют реальной географии городов. И тут же — картинка с проломом в Кремлевской стене и Спасская башня фоном.

Ну ладно, есть на Украине фальшиво убиенный журналист Бабченко, мечтавший въехать в Москву на Abrams. Но одно дело — в Twitter языком ворочать. И вот, как бы вдовесок, появляется компьютерная игра про третью мировую и боевые действия на Красной площади. Нет, конечно, мечтать не вредно, но надо же понять, откуда у этих полуэротических фантазий и повышенной наглости ноги растут.

И я как-то не удивился, что разработчиком игры оказалась некая доселе неизвестная мне польская компьютерная фирмочка «Ферма 51». Что самое смешное, расположенная (но там, кстати, вообще символизм зашкаливает) на улице имени «Героев варшавского гетто» в городке Гливице.

Который на самом деле никакой не польский Гливице, а самый что ни на есть немецкий Гляйвиц. Уже теплее, да? Вспомнили? Тот самый Гляйвиц, откуда началась Вторая мировая война. Помните провокацию немецких спецслужб с переодетыми в польскую форму трупами уголовников? То есть, вы понимаете, сидит теплая компания польских разработчиков компьютерных игр. В стране, кстати, катастрофически пострадавшей от предыдущего мирового конфликта. Офис расположен на улице памяти варшавского гетто, уничтоженного немцами под корень вместе со всеми жителями. И вот эта теплая компашка рисует сегодня, в наши дни, в своих мечтах польских солдат в Кремле, руины Москвы и победу НАТО в третьей мировой войне.

И это не просто фантазии. Вот еще цитата с сайта разработчика: «Игра «Третья мировая» была разработана при поддержке армейских исследовательских центров, военных консультантов, а каждая отдельная операция или боестолкновение в ходе игры имеет значение в контексте глобальной кампании на стратегической карте».

Так что это никакая не самодеятельность продвинутых геймеров, или фантазии сценаристов, а продукт, к которому в значительной степени приложили руку офицеры НАТО и Войска польского. И вы знаете, в последнее время в самых разных, с виду обычных компьютерных играх, если покопаться, можно найти явные следы реальных военно-стратегических планов Запада по поводу России. И руины Москвы на экранах — это в том числе и есть информационно-психологическая гибридная война против населения нашей страны. Пока что вот в такой игровой форме. Дескать, русские трепещите и готовьтесь! Или я неправ?

Но, может быть, зря я кипячусь? Подумаешь, очередная стрелялка. Но вы знете, в целом в мире по отношению к компьютерным играм с элементами жестокости есть два подхода. Первый снисходительный: уж пусть лучше подростки торчат в этих своих сетевых стрелялках, чем шарятся по улицам в поисках приключений, наркоты или иностранцев с целью набить им морду. Уж лучше закомплексованный геймер с дряблыми мышцами и пивным животиком чем уличный хулиган.

Но есть и вторая позиция, которая мне кажется реально опасной, особенно в разного рода играх про «третью мировую». Она называется «банализация зла». Привыкание к нему. Мировая ядерная война, теоретическая планетарная катастрофа, которая в свое время приводила в ужас политиков, реально воевавших на фронтах Второй Мировой, сейчас превращается просто в многопользовательскую компьютерную игру. Нечто допустимое и нестрашное, пусть пока только в виртуальном мире. Бомба туда, бомба сюда.

Уничтожили мир, постреляли врагов и с чувством выполненного долга пошли пить пиво. И вот когда нынешние геймеры подрастут, а они уже подросли, не получится ли так, что к власти в разных странах мира придет поколение политиков, усвоивших, что где-то на клавиатуре есть кнопка перезагрузки? А неправильно сыгранную военную кампанию можно откатить обратно и начать с начала?

Судя по последним безответственным заявлениям, это уже происходит в самых разных странах Запада. А еще одна неприятная особенность подобных игрушек в том, что они открывают так называемое «окно овертона». Хочу вам напомнить, что задолго до этого ролика с боевыми действиями на руинах храма Василия Блаженного на Западе появилась еще одна игра, спровоцировавшая грандиозный скандал.

В 2009 году на прилавки компьютерных салонов поступила игра Call of Duty: Modern Warfare 2. Она содержала уровень «Ни слова по-русски», в котором террористы, в числе которых обязательно должен был быть сам игрок, врывались в российский аэропорт и расстреливали толпу мирных гражданских пассажиров, включая женщин и детей. Причем интерьеры аэропорта были сделаны как практически точная копия зала вылета аэропорта «Внуково». Эта сцена вызвала жесткую критику со стороны российских властей и общественности, в итоге производитель был вынужден удалить эту часть игры из версии, предназначенной для стран СНГ.

То есть вы понимаете? Начинается все с того, что русских убивать можно. Пока что исключительно в компьютерной стрелялке. Получилось? Значит, можем продолжить продвигать эту идею с помощью игровой третьей мировой войны и виртуальной разрушенной Москвы. Пока что русофобы могут сублимировать свои мечты о нападении на Россию в обнимку с бутылкой пива перед экраном компьютера, тыкая потными пальчиками в клавиатуру. А дальше?

Задело на ТВЗв