Беата Цшепе

Подозреваемая на суде по делу немецкой группы неонацистов отрицает свою причастность к 10 убийствам.

Главная обвиняемая в громком процессе по делу об убийствах, совершенных неонацистами, использовала свое последнее слово, которое она произнесла 3 июля, чтобы призвать судей не возлагать на нее ответственность за ряд убийств, которые потрясли Германию, и вызвали дискуссию о институциональном расизме в полиции и службах безопасности.

В кратком личном заявлении в конце пятилетнего судебного разбирательства Беате Цшепе дистанцировалась от убийств, совершенных мужчинами, с которыми она была в бегах более десятилетия. Прокуроры обвиняют ее в том, что она является частью крайне правой ячейки, называющей себя Национальным социалистическим подпольем или NSU, избравшей мишенью своих нападений мигрантов, убив 10 человек в период с 2000 по 2007 год. «Пожалуйста, не осуждайте меня за то, чего я не хотела и не делала», – сказала Цшепе в мюнхенском государственном суде, заявив, что она не знает, почему ее предполагаемые соучастники – Уве Мандлос и Уве Бёнхардт – выбрали свои цели.

Цшепе сделала вид, что больше не верит в ультраправые идеи, которых она когда-то придерживалась, и выразила сожаление семьям жертв. Прокуроры и адвокаты семей жертв оспорили утверждение Цшепе о том, что она не знала о действиях мужчин несмотря на то, что она скрывалась с ними почти 14 лет. Федеральный прокурор Герберт Димер описал Цшепе в прошлом году как «ледяного, расчетливого человека», который разделял ультраправую идеологию Мундлоса и Бенхардта и желание терроризировать мигрантов, заявив, что 43-летняя женщина был в равной степени ответственен за убийства, хотя она никогда не нажимала на курок.

Трио отправилось в бега в 1998 году, чтобы избежать ареста после того, как полиция обнаружила несколько самодельных бомб в гараже, арендованном Бойнхардтом в восточногерманском городе Йена. Несмотря на многочисленные зацепки и осведомителей, близких к группе, немецкая полиция не смогла арестовать членов NSU, не учла крайне правый мотив убийства восьми турок, грека и женщины-полицейского в период с 2000 по 2007 год. Вместо этого власти подозревали жертв из числа мигрантов в причастности к организованным преступным группам и создали специальную следственную группу под названием «Босфор».

Немецкие СМИ также упоминали о них как «Донер-убийства» – намекая на популярный турецкий сэндвич- пока участие NSU в убийствах не выявилось, когда Мундлос и Бойнхардт были найдены мертвыми в результате явного убийства/самоубийства в ноябре 2011 года. Изъятие доказательств, связанных с делом, вызвало отставку главы внутренней разведки Германии и обвинения в официальном сокрытии преступлений от семей жертв. Несколько парламентских расследований в отношении недостатков со стороны полиции и служб безопасности продолжаются.

Председательствующий судья Манфред Гетцль сказал, что суд планирует 11 июля вынести свой вердикт против Цшепе и четырех других обвиняемых, которых подозревают в поддержке группы. Среди них Ральф Уоллебен, давний правый активист, которого обвиняют в оказании помощи и предоставлении пистолета чешского производства, который использовался в девяти убийствах. Если она будет признана виновной — в том числе в членстве в террористической организации и соучастии в убийстве — Цшепе может грозить пожизненное заключение. Прокуроры попросили задержать ее после приговора, заявив, что она представляет угрозу для общества.

timesofisrael