Спецназ в коловратах: Неоязычники проникли в элитные военные части России.

В силовых структурах России процветает поклонение языческим символам, сообщают источники Телеканала «Царьград» в военной среде. Так ли это и кого можно назвать неоязычниками на службе у государства, разбирался наш корреспондент.

Бездействие со стороны Церкви приводит к тому, что пропаганда здорового образа жизни и физической активности нередко ведёт к возрождению языческого отношения к человеческому телу, – высказал озабоченность Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. – Когда мы стали получать информацию о том, что среди спортсменов становятся популярными языческие воззрения, мы вначале отнеслись к этому как к некой странности, как к исключению из правил. Но, после того, как был собран большой объём информации, мы поняли, что и в спортивной среде, и в среде военнослужащих, особенно тех, кто задействован в специальных операциях с риском для жизни, становятся популярными идеи, проистекающие из языческого отношения к человеку».

Заявление Предстоятеля Русской Церкви вызвало у либеральной публики плохо скрываемые скепсис и иронию. Неоязычники в XXI веке в элитных войсках, да еще в современной России? Царьград провел расследование и убедился, что почва для таких опасений действительно есть.

Протоиерей Всеволод Чаплин, возглавлявший Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата в 2009–2015 годах и курировавший, в том числе, деятельность неоязычников, сообщил Царьграду о своем разговоре, произошедшем в 2016 году с представителем «самой многочисленной силовой структуры России» (точнее обозначить Чаплин отказался).

По словам собеседника протоиерея, в этой силовой структуре на тот момент уже существовали подразделения, «где неоязычников могла быть и половина личного состава, где такой дух доминирует, и где сослуживцу-христианину совсем непросто жить».

В основном идет речь об элитных частях, спецподразделениях, которые связаны с особой военной и силовой подготовкой, с закрытым образом жизни, предполагающим осознание собственной элитарности и появление вследствие этого некоей идеологии, – сказал Чаплин. – В таких закрытых коллективах очень велика роль командира и лидирующих групп старослужащих, и если они исповедуют неоязыческие взгляды или носят относящиеся к этой религии символы, то перечить им не очень принято».

О каких элитных структурах может идти речь?

«Регулярно заявляют, что «Альфа» с нами, что там половина офицеров коловратами забита (татуировки со свастическим «символом веры» – кругом с загнутыми лучами – прим. Царьграда) и т.д.», – сообщил источник автора в одном из сообществ неоязычников, члены которого открыто бравируют своими связями с отставными спецназовцами из ФСБ и Росгвардии.

Нет, там большинство пока православных, – уточняет другой информатор автора, хорошо знакомый с ситуацией в элитных спецподразделениях. – Но язычников хватает».

Аналогичные тревожные сигналы о присутствии неоязычников в Росгвардии в последнее время действительно поступают из разных регионов, и речь обычно идет о бойцах спецподразделений.

«В целом, это люди с крайне ограниченным кругозором, – объяснил о причине выбора этими людьми такой экзотической религии источник Царьграда в правоохранительных органах. – В силовых структурах есть интеллектуалы, а есть просто машины для убийства. Многим из последних импонирует воинственный дух, подчеркивание своей элитарности (ведическая каста кшатриев), которые можно найти в неоязычестве».

Протоиерей Чаплин в связи с этим добавил: «Как правило, эти люди не участвуют системно в неоязыческой деятельности, не состоят в общинах и не читают книги идеологов религиозного течения. Им достаточно того, что они носят солярные (в данном контексте речь про свастические – прим. Царьграда) символы, читают брошюры популярных интерпретаторов альтернативной истории и смотрят в Интернете фильмы подобного рода. В общем, люди с довольно поверхностными взглядами».

Уж очень совпадают эти данные, поступающие в последние годы из разных источников. Конечно, подтвердить все это документально никак нельзя.

Официальных оценок нет и не будет, сами руководители данных подразделений будут всячески если не опровергать, то умалчивать информацию о том, сколько у них неоязычников»,– уточнил Чаплин.

Описанные им обстоятельства делают обнаружение неоязычников среди личного состава силовых структур проблематичным – волхвов себе для обрядов они не требуют, сами моления своим богам не проводят, религиозной литературы не читают и не хранят. Однако даже в такой ситуации есть маркеры, по которым можно выявить неоязычников – это определенные символы, связанные с их религией.

Речь про коловрат – восьмиконечный свастический символ, закрученный вкруг и в правом направлении. Как правило, он окрашен в золотой или, реже, красный цвет.

Стоит пояснить, что слово коловрат, и прежде всего в среде националистов, обозначает круг и выглядит как свастика. В 1990-е годы это название ввели в употребление члены ультраправого Русского национального единства, склонного к «катакомбной» версии православия, но их коловрат выглядел иначе – четырехконечная прямая свастика, вписанная в восьмиконечный «крест Богородицы». Позже этот термин в широком употреблении в правой среде перешел на символ неоязычества, потеснивший среди националистов христианство.

На страницах фотографа Константина Лазарева и его менее известных коллег, допущенных на тренировки разного рода силовых соединений, опубликованы несколько тысяч фотографий с учений подразделений спецназа. Также существуют форумы (на сайтах spec-naz.org, rosn.by) и паблики («Спецназ», «Специальные подразделения России», «Ликвидация неграмотности») в соцсетях, посвященные спецподразделениям, фотоархивы профильных изданий («Спецназ России», «Ветеранские вести»).

Поскольку на таких тренировках бойцы свободно выбирают символы, размещаемые на шевронах, некоторые открыто демонстрируют свою религиозную принадлежность. И коловраты там мелькают примерно в два раза чаще, чем связанные с христианством символы (крест, лабарум, Святой архангел Михаил) или текстовые лозунги («Мы русские, с нами Бог», «Жду воскресения мертвых и жду жизни будущего века»).

10 октября 2013 года фотограф Вадим Видов опубликовал в своем блоге в Живом Журнале фотографии с Х Международных соревнований снайперских пар подразделений специального назначения, проведенных в городе Абинске (Краснодарский край) Ассоциацией ветеранов подразделения антитеррора «Альфа-Краснодар» и Управлением ФСБ России по Краснодарскому краю. ЖЖ Видова в настоящий момент вычищен, но фотографии были скопированы на форуме страйкбольного отряда РОСН. Так вот, на одной из фотографий с соревнований запечатлен снайпер, на винтовке которого нанесен крупный зеленый коловрат.

26 ноября 2014 года Лазарев опубликовал в своей группе ВКонтакте фоторепортаж с Открытого чемпионата ФСКН по практической стрельбе среди спецподразделений федеральных силовых структур (помимо ФСКН в них приняли участие спецназ МВД, ФСБ, ФСО, ФСИН, СВР и Минобороны), прошедшего 28–29 октября 2014 года на полигоне «Геодезия» под подмосковным Красноармейском. На нескольких фото мы видимо одного бойца, на груди которого красуется крупный красный коловрат.

Обратим внимание, что у бойца на шевроне значится крупная буква А, на фоне которой – меч. Это символика спецназа ФСБ (участвовавшего в этом чемпионате), «А» («Альфа»).

9 марта 2015 года на странице в Инстаграм популярного сообщества artofmilitary была опубликована фотография бойца спецназа (об этом говорят и тэги, и профессиональная маскировка), на винтовке которого крупно нанесено изображение коловрата.