Здравствуй родич, хочу рассказать тебе историю моей семьи. Как люди русские осваивали среднюю Азию.

Во второй половине 19 века из европейской части нашей Родины мои предки переселились в среднюю Азию. Семья была не богатой, а переселенцам давали землю, деньги и ещё всякие выгоды. Выгоды для переселенцев были большие. Вот мои предки и решили попытать счастья в нынешней Киргизии. Переехали, освоились, быстро встали на ноги, зажили хорошо. Тогда средняя Азия представляла из себя народы степняков, включая нынешних киргизов. Переселенцы ехали на свой страх и риск, общности со степняками не было никакой (интеграции, выражаясь современным языком). Нужно чётко представлять тогдашний мир, степняки жили в своём кочевом мире, мире предков, который не менялся никогда. Люди русские были землепашцами, они селились на равнине возле озера Иссык Куль. Таким образом создавались русские деревни, и таким образом была создана деревня Сазановка, которая и по сей день существует. Только сейчас называется она Ананьево. В этой деревня я и вырос.

Русские деревни кстати существуют и по сей день, конечно живут там и киргизы, да и русских людей осталось мало. А все остальные деревни являются киргизскими, и русских людей там нет, ни одного нету.

Степняки враждебно встретили переселенцев. Начиналось всё от одиночных нападений, и закончилось набегами киргизской вооружённой конницы на русские деревни. При набеге киргизы убивали всех. Для защиты русских деревень, были направлены казаки, которые по сути так же переселились. Со временем всё стихло, кочевникам русские деревни не мешали, массового заселения не было, никто киргизов не обращал в другую религию и культуру чуждую не навязывал. Богатство киргизов, огромные табуна коней, русских людей не интересовали. В итоге малочисленные русские деревни защищаемые казаками прижились, хоть и с кровью. Некоторые киргизы переселялись в русские деревни. Они становились оседлыми и жили одной жизнью, жизнью русской деревни.

У моих предков соседи были киргизы. Мой предок рос с соседским киргизёнком, и они стали хорошими друзьями. Всю жизнь прожили бок о бок, дружили семьями, предок и киргиз были как братья. Так хорошо ладили. Но всё началось, или закончилось, очень быстро и кроваво. Степняки напали на деревню, убивали всех русских, никого не жалели. А для моей семьи этот ужас начался так. Мой предок вышел из дома и пошёл на задний двор, по делам хозяйственным. Делает он своё дело хозяйское, и чувствует тяжёлый взгляд, оборачивается и видит своего друга, киргиза соседа, с которым всю жизнь семьями дружили и прожили как одна семья. Киргиз стоял на крыше сарая с ружьём, и целился в моего предка. Мой предок оцепенел. Собравшись стал пятится назад со двора. Всё это время киргиз не опускал ружья, целился, предок не поворачивая к нему спины, вышел со двора. Всё это происходило без слов. Киргиз не выстрелил. В семье всё поняли, в чём были в том и побежали спасая жизни.

События в деревне разворачивались так. Когда степняки совершили налёт на деревню, живущие в деревне киргизы их поддержали. Начались разрозненные убийства наших родичей. Степняков было не много, а наши родичи вооружены, но с каждой минутой степняков становилось всё больше. Люди русские сбиваясь в группы бежали от смерти к озеру, так как вырваться из деревни и тем более противостоять степнякам в степи, было не возможно. Озеро было рядом, большинство русских людей добежало до него. Там были маленькие лодочки, в которые забились наши родичи спасаясь от смерти. Когда киргизы прискакали к озеру, наши успели немного отплыть от берега. Лодочки, плоты, множество людей, всё это привело к тому что они не смогли плыть. Киргизы и русские смотрели друг на друга, разделяемые береговым рубежом. И тут одна женщина, пережившая страх и чудом спасшаяся от смерти, показывает киргизам связку ключей и кричит им, что они нашего имущества не получат. Киргизы тут же развернулись и ускакали, и через некоторое время к небу потянулись столбы дыма. Сожгли всё.

Так наши родичи находились несколько дней на воде ожидая спасения, и даже не зная спасут их или нет. Они не имели возможности плыть, и уж тем более пристать к берегу. Киргизы их стерегли. Когда началась атака на деревню, наши мужики одиночками и группами пытались вырваться из деревни и направиться к городу Пржевальск за помощью. В Пржевальске, ныне Караколь, находились казаки. Путь составлял около ста километров, ближе помощи небыло. Добрался до казаков один единственный мужик. Он двигался только ночью, ел что попадалось под ноги. Днём прятался от патрулей степняков, которые не только взяли плотным кольцом деревню, но и контролировали всю дорогу до города. Они убивали всякого русского кто попадался им на глаза. Он шёл несколько суток, добрался до казаков обессилевший. Когда он всё рассказал казакам, они все поскакали спасать людей. За эти несколько суток, киргизы сняли блокаду, и жизнь в деревне русской, стала киргизской. Казаки ворвались в деревню галопом, рубили всех на скаку. Теперь киргизы спасались бегством от наших сабель. Убивали всех киргизов, никого не жалели. Казаки быстро изрубили вооружённый отряд степняков находившийся в деревне. Порядок в деревне был восстановлен, путём убийства не порядочных людей. Наши родичи на озере были спасены.

Эта бойня сильно засела в наших людях, так сильно, что она дошла до меня спустя сотню лет.

Станислав Дынник