Давидыч

«Я не навальный-шнавальный». Как шел суд над основателем «Смотры.ру».

Дорогомиловский районный суд Москвы огласил приговор по делу скандально известного основателя сайта для автомобилистов «Смотра.ру» Эрика Китуашвили, более известного как Давидыч. Суд признал блогера и его возлюбленную Анну Каганскую виновными в мошенничестве, посчитав доказанным, что пара участвовала в схеме с инсценировкой автоугонов ради получения страховых выплат. Впрочем, по одному из эпизодов Давидыча оправдали. В итоге Китуашвили приговорили к четырем годам и восьми месяцам, а его подругу — к трем годам и двум месяцам общего режима. «Медиазона» рассказывает, как шел судебный процесс, который сам обвиняемый называл местью за свои расследования о коррупции в ГИБДД.

Блогер Эрик Китуашвили по прозвищу Давидыч приобрел популярность около десяти лет назад благодаря основанному им сообществу для автомобилистов «Смотра.ру». В 2013 году широко обсуждалась серия роликов «Давидыч на охоте», в которых блогер демонстрировал, как сотрудники ГИБДД берут взятки. Сам Китуашвили утверждает, что его отец был сотрудником московского уголовного розыска, а мать раньше занимала должность начальника эксплуатационно-коммунального управления ГУВД Москвы. В конце 2015 года Китуашвили опубликовал две серии фильма «Охота на Давидыча», в котором резко критиковал начальника московского управления ГИБДД Виктора Коваленко, называл его «главным оборотнем» и намекал, что тот купил свою должность за 3,5 млн долларов. В фильм была включена запись телефонного разговора, во время которого некий мужчина утверждал, что у него была интимная связь с Коваленко.
Арест. «Меня могут убить в тюрьме»

Утром 22 февраля 2016 года адвокат Сергей Жорин сообщил о задержании Китуашвили по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК). В тот же день Тверской районный суд арестовал блогера. Перед заседанием Китуашвили сказал журналистам, что связывает свое преследование с началом съемок третьей части расследования о коррупции в ГИБДД. Тогда лидер движения «Стопхам» Дмитрий Чугунов утверждал, что показания на его друга Давидыча дал некий осужденный по делу о мошенничестве с автомобильными страховками. Следователь в суде уточнил, что причастность к преступлению Китуашвили подтвердилась показаниями свидетелей — бывшего сотрудника «Ингосстраха» Дениса Ухова и одного из организаторов мошеннической схемы Ивана Иродовского.

«Я не оппозиция, я не всякий там навальный-шнавальный, я просто очень люблю свою страну», — говорил основатель «Смотры.ру», обращаясь к судье. Тогда же он анонсировал новый фильм о злоупотреблениях в ГИБДД: «Я не смирюсь. Меня могут убить в тюрьме. Я буду выкладывать дальше информацию». Блогер пообещал скоро обнародовать третью часть расследования, однако она до сих пор так и не увидела свет.

После ареста Китуашвили его соратники рассказывали, что у блогера были политические амбиции. Чугунов из «Стопхама» утверждал, что на протяжении трех месяцев перед задержанием они вместе работали над созданием «прогосударственного» общественно-политического движения «Люди», участники которого «скидываются для решения своих вопросов информационными ресурсами, финансовыми и технологическими и при этом не просят помощи у государства». Ультраправый политик Дмитрий Демушкин говорил, что за две недeли до ареста блогера он обсуждал с ним возможность создания политической партии. «Я бы его только проконсультировал. Мне сейчас не до создания новых партий. Тем более, я думаю, что Эрик и не понимал до конца, что такое политика и что такое партия в нашей стране», — уточнял Демушкин. В апреле 2016-го Демушкина приговорили к 2,5 годам заключения за экстремистские записи «ВКонтакте».

Через месяц после задержания Китуашвили суд арестовал его гражданскую жену Анну Каганскую, которую следствие считало соучастницей инсценировки автомобильного угона. Самому Китуашвили в апреле 2016-го предъявили обвинение в мошенничестве в сфере страхования на сумму 7 млн рублей (часть 4 статьи 159.5 УК). По версии следствия, блогер с соучастниками инсценировал похищение трех автомобилей и получал страховые компенсации за якобы угнанные машины. Позже в деле появился еще один аналогичный эпизод. Вскоре к обвинению прибавилась новая статья — легализация денежных средств (статья 174.1). В главном следственном управлении МВД Москвы пришли к выводу, что полученные в результате мошенничества страховые выплаты переводили на счет подконтрольной Китуашвили организации.

Этим обвинение не ограничилось. После того как в суде Китуашвили повторил, что глава москвского ГИБДД Коваленко купил должность за 3,5 млн долларов, на него завели дело о клевете (часть 5 статьи 128.1). Осенью 2016 года материалы передали в суд, но судья вернул дело в прокуратуру на доследование.

Об уголовном деле, связанном со страховым мошенничеством, было известно еще шесть лет назад. Весной 2011 года телеканал ТВЦ выпустил сюжет о том, как один и тот же Mercedes переоформлялся на разных людей, которые после ложных сообщений об угоне получали страховые выплаты. Телеканал называл имена участников мошеннической схемы: организатора Ивана Иродовского, его сообщника Филиппа Полюцкого и Дениса Арефьева, на которого оформляли машину.

В сюжете цитировались показания Арефьева, согласно которым Иродовский и некий «Эрик» показали ему место инсценированного угона. Позже Арефьев опознал «Эрика» в основателе «Смотры.ру». Каким образом Китуашвили удалось тогда избежать уголовной ответственности, в сюжете не уточнялось.

Обвинение. Инсценировка угонов

19 сентября 2017 года Дорогомиловский суд Москвы начал рассматривать дело о мошенничестве Китуашвили и Каганской. Общий ущерб от их действий следствие оценило в 8 млн рублей. Китуашвили предъявлено обвинение в четырех эпизодах мошенничества в сфере страхования (часть 4 статьи 159.5), одному эпизоду мошенничества в особо крупном размере (часть 4 статьи 159) и легализации денежных средств (статья 174.1). Каганской вменяют только один эпизод по статье 159.5 УК.

Как мошенничеством со страховкой следствие расценивает эпизоды, связанные с автомобилями Lexus LS430 (оформлен на компанию Китуашвили «Релайтен»), Mercedes SL55 (оформлен на москвича Дениса Арефьева, который не умел водить и был осужден в 2010 году за мошенничество), BMW 745I (зарегистрирован на Альберта Задыкяна, который умер в августе 2016 года) и BMW M5 (зарегистрирован на имя Анны Каганской). Эпизод с автомобилем Mercedes SL55 следователи также квалифицировали как мошенничество в особо крупном размере (часть 4 статьи 159).

По версии обвинения, 4 января 2008 года был инсценирован угон BMW Задыкяна, 1 августа того же года — угоны BMW Каганской и Mercedes Арефьева. Угон Lexus был инсценирован в июне 2008 года. После этого владельцы машин обращались с заявлениями об угоне в полицию и в страховые компании, которые на основании подложных документов выплачивали компенсации.

После фиктивного угона каждой из четырех машин соучастникам Китуашвили перевели страховые выплаты, настаивает обвинение. При этом сам Китуашвили, по версии следствия, этих денег не получал — он лишь занимался организацией преступлений и затем перепродавал машины. В легализации Китуашвили обвиняют из-за того, что страховые выплаты пошли на оплату неких договоров, заключенных его компанией «Релайтен».