Меркель предостерегла немцев от нового Холокоста, обвинив во всем правых.

В Германии наблюдаются процессы, позволившие в свое время нацистам проводить политику преследования и уничтожения евреев. Так, несколько формально, выразилась генеральный канцлер Германии Ангела Меркель в речи, посвященной 80-летию «хрустальной ночи».

«Хрустальная ночь» с 9 на 10 ноября 1938 году, она же «ночь разбитых витрин» – еврейские погромы, прокатившиеся по всей Германии и части Австрии. Нападения на магазины, синагоги и здания, принадлежащие евреям, проводили штурмовики Национал-социалистической партии, которых поддержало словом и делом гражданское население.

Выступая в берлинской синагоге Рикерштрассе, Меркель осудила «тревожащее возрождение антисемитизма в Германии».

Одевшись в черное, она называла уничтожение евреев ивритским словом «шоа» и говорила о том, что Холокосту предшествовало постепенное внедрение и укрепление антисемитских взглядов в Германии.

Из-за внутренних политических противоречий Меркель оказалась в сложной ситуации. Антисемитизм в Германии (как и во всем мире) сейчас исходит в основном от мусульман, но обвинять их в этом считается неполиткорректным, поскольку это дает легитимацию существованию Израиля как еврейского государства и всем принимаем им мерам безопасности.

Поэтому Меркель не стала углубляться в скользкую тему нынешних причин антисемитизма в Германии и отделалась общими словами о необходимости борьбы с этим явлением.

Зато она очень предметно высказалась о «крайне правых», объявив, что необходимо «проявлять нулевую терпимость к их попыткам огульно обвинить мусульманскую общину в актах насилия, совершенных исламскими экстремистами».

Припомнила она и события в Хемнице, объявив, что «немцы были потрясены кадрами, на которых скинхеды преследуют мигрантов», а также «стычками крайне правых с полицией и их нападением на еврейский ресторан». «Эта форма антисемитского насилия напоминает нам о начале погромов», — объявила Меркель.

Таким образом, канцлер Германии использовала тему Холокоста в собственных политических целях – для нападок на правую «Альтернативу для Германии», в которой имеется и еврейская секция и которая выступает за дружбу с Израилем (впрочем, это в глазах европейцев тоже является подтверждением ее «правоэкстремизма»).

Несколько странным было и выступление Йозефа Шустера, председателя Центрального совета евреев Германии. Шустер, который еще недавно призывал евреев не носить кипы на улицах, чтобы не подвергать себя опасности (и отнюдь не из-за «правых экстремистов»), на этот раз заявил, что обеспокоен как антисемитскими, так и антимусульманскими проявлениями. «На эту церемонию не приглашены представители лишь одной из фракций Бундестага», — сказал он, имея в виду «Альтернативу для Германии».

«Тот факт, что в нашей стране только за семнадцатый год триста беженцев пострадали от побоев, что приюты для соискателей статуса беженца стали постоянной целью для нападений, это скандал. Скандал, что мечети становятся целью для ненависти и атак, так же, как и синагоги в Германии каждые две недели».

Шустер обрушился с гневными нападками на «Альтернативу для Германии», назвав эту партию «духовными поджигателями». «У них нет уважения ни к чему, они используют храбрых бойцов подполья против нацистов в собственных целях, они позорят жертв Холокоста, они устраивают релятивизацию нацистских преступлений, они разрушают всю концепцию нашей исторической памяти», — объявил лидер немецкой еврейской общины.

Отметим, что в рядах немецких евреев существует серьезный разлад. Часть их считает реальной угрозой выходцев из мусульманских стран, с детства проникнутых глубинной религиозной и «почвенной» ненавистью к евреям и не слишком сдерживающих свои антисемитские порывы. Они примыкают к правым силам в противостоянии антисемитской и антиизраильской лево-мусульманской смычке, считая Шустера и союзных ему левонастроенных евреев, живущих памятью о Холокосте и не замечающих нынешних реалий, «придворными пуделями Меркель».

В свою очередь, либеральное немецкое еврейство традиционно дистанцируется от любых проявлений «правой идеологии», подразумевающих нелюбовь к чужакам, будь то даже мусульмане-антисемиты, и считает главной угрозой для себя немецких националистов, не веря, что те способны «сменить масть» и излечиться от антисемитизма, пусть даже они во всеуслышание заявляют о необходимости дружбы с Израилем и осуждают Холокост.

Незадолго до мероприятия в синагоге немецкий суд утвердил «правый марш» в Берлине, который перед этим попал под административный полицейский запрет. Полиция аргументировала запрет идеологическими причинами – «недопустимостью проводить ультраправое мероприятие в день, когда вся остальная страна отмечает трагедию еврейской общины».

Суд счел, что свобода самовыражения и собраний имеет первостепенное значение, и утвердил правый марш. Разумеется, параллельно была запланирована ультралевая «контрдемонстрация», в отношении которой у полиции не возникло никаких возражений.

9ТВ