Маттео Сальвини

Черная нить неофашизма в Риме связывает политическое насилие с уличной преступностью, торговлю наркотиками с трибунами стадионов. «Эспрессо» рассказывает о римском районе Сан-Лоренцо, который некогда был символом движения рабочих, а теперь там заправляют крайне правые под покровительством высокопоставленных политиков вплоть до министра внутренних дел Сальвини.

Свастика и преступность в Риме. Расследование, которое привело к фашистской агрессии (L’Espresso, Италия). Перевод ИноСМИ.

Помощь фашистам в столице в политических и других вопросах. Проникновение в кварталы левых. Одобрение Сальвини в знаменитом общественном центре Сан-Лоренцо. Угрозы Джулиано Кастеллино в адрес журналистов «Эспрессо» в Верано; его история в контексте политики, «ультрас» и сомнительных связей.

Черная нить неофашизма связывает воедино множество историй. Она объединяет и политическое насилие, и преступность, и трибуны стадионов. Сегодня, как и вчера, в столице Италии фашисты действуют в подполье районов и окраин города. Они раздувают пламя общественного гнева, подпитывают его и направляют против иммигрантов, особенно после любого преступления, совершенного неитальянскими гражданами. Они пытаются проникнуть в районы, бывшие когда-то цитаделями «красных». Например, в Сан-Лоренцо. Разрушенный бомбардировками 1943 года, этот район был символом сопротивления нацизму и фашизму, а впоследствии — движений рабочих за независимость. Со времен режима этот район был недоступен для крайне правых. «Да здравствуют партизаны», — гласит надпись, приветствующая тех, кто попадает в этот район со стороны железнодорожной платформы. Здесь и берет свое начало наш рассказ. С надписи на стене, воплощающей мятежный рабочий дух столицы. Мы не упустим в нем событий, произошедших в Верано, где 7 января в отношении «Эспрессо» был организован постыдный акт агрессии. Мы были там и смогли зафиксировать финальную часть этого расследования.

Цель — Сан-Лолло

4 ноября 2018 года в 19:30 сборище активистов-неофашистов осквернило настенную надпись, сделанную в память об Освобождении. Дата, 4 ноября, была выбрана неслучайно. В эти недели кипели страсти в связи с делом юной Дезире, которую изнасиловала и убила банда негров-наркодилеров в заброшенном здании в самом центре Сан-Лоренцо на улице Лукани, рядом с известным ночным клубом. Этот сюжет из хроники происшествий потряс Сан-Лолло, как называют этот район студенты университета. Вскоре этот сюжет превратился в политическое дело.

За факельными шествиями в знак солидарности на улицах района и за выражением солидарности и протеста, организованными Национальной ассоциацией партизан Италии, членами движения против насилия над женщинами Нонунадимено и социальными центрами района последовали визиты государственных лиц. Кроме мэра Рима Вирджинии Радджи (Virginia Raggi), здесь побывал и Маттео Сальвини (Matteo Salvini). Министр внутренних дел Италии нашел, как воспользоваться горем в связи с гибелью Дезире. Жестокое изнасилование и убийство он обобщил до проблемы преступности среди иммигрантов. Все иностранцы виновны, как будто никогда не было дела Луки Траини (Luca Traini) в Мачерате — неофашиста, члена партии «Лига», попытавшегося отомстить за убийство Памелы (также убитой иностранцем), расстреливая толпу и пытаясь задеть как можно больше африканцев. Но вернемся теперь к 24 октября.

За несколько дней до гибели Дезире министр внутренних дел утром приехал в красное сердце столицы Италии, где в эти часы оплакивали погибшую девушку. Сальвини встретили несколько жителей Сан-Лоренцо, выразившие несогласие с его выступлением. Многие другие, однако, приняли его тепло. Из кого же состояла группа, аплодировавшая Сальвини? Разумеется, это были жители района. Но с одной особенностью. Эти люди были связаны с крайними фанатскими объединениями Южной трибуны и крайне правыми группировками. Этих мужчин и женщин можно встретить после манифестаций неофашистской партии «Новая сила» (Forza Nuova), основанной бывшим террористом-неофашистом Роберто Фьоре (Roberto Fiore). Римское отделение партии возглавляет Джулиано Кастеллино (Giuliano Castellino).

Они тоже приедут в Сан-Лоренцо в непростое время после гибели Дезире. Точнее, они совершат тщетную попытку попасть в район. Это произойдет 27 октября, когда люди Фьоре и Кастеллино пройдут от Сан-Джованни до Порта Маджоре, откуда менее 300 метров до Сан-Лоренцо. Они идут с флагами, на головах каски, и их шествие совсем не похоже на мирный марш. В такт шагов они вскидывают руку и скандируют привычные фашистские лозунги. Они намерены пройти маршем «по улицам исторического района Рима». Но они туда не попадут. В Порта Маджоре полицейский кордон преградит им путь. Активисты общественных центров организовали наблюдательный пункт на уровне железнодорожной платформы.

Среди тех, кто приветствовал неофашистов в Порта Маджоре, было несколько человек, известных на улицах Сан-Лоренцо. Несколько женщин присутствовали как при визите министра несколькими днями ранее, так и на манифестации на улицах района, в которой приняли участие и некоторые члены семьи Дезире. Одной из этих женщин удалось в день визита главы партии «Лига» добиться от него обещания: вернуться без «левых шакалов», протестовавших всего в нескольких метрах. Та же женщина в день визита Сальвини кричит на видеозаписи, просмотренной нашей редакцией: «Дядюшки Бенито на вас нет». И она же некоторое время спустя бросается c оскорблениями на группу манифестантов из общественных центров. Ностальгирующую по Дуче даму окружают другие женщины лет 30, заявляющие о своих правых взглядах и о принадлежности к району. Ту же самую женщину мы видим и среди знакомых лиц постоянных посетителей организаций на улице Вольши, в том числе и дома №32. В этом доме находился исторический общественный центр района Сан-Лоренцо, который в прежние годы посещали наиболее влиятельные активисты левых, не входивших в парламент. Этот общественный центр уже канул в лету. «Мы потеряли его много лет назад. Он лишился всех политических связей, его захватила улица», — рассказывают те, кто с детства знал эти помещения, места левых, которые теперь посещают те, кто приветствует руководителя «Лиги» и лидера римских крайне правых.

Место встречи

Помещение общественного центра расположено на улице Вольши, 32, рядом со стеной Аврелия. За последние 20 лет эта улица превратилась в вотчину расистов и экстремистов. Накануне нового тысячелетия здесь открылось отделение «Бойз» (Boys). Эта знаменитая группировка «ультрас», болеющих за «Рому», всегда была тесно связана со столичными правыми объединениями. Лидером желто-красных болельщиков был Паоло Дзаппавинья (Paolo Zappavigna), погибший в 2005 году, — ему удавалось объединять противоположные крайние движения. «Бойз» и Дзаппавинья: это название и эта фамилия часто встречаются в профилях на Фейсбуке «новых» завсегдатаев дома №32 по улице Вольши. И название, и фамилия играют важную роль в политике и среди болельщиков. На похоронах Дзаппавиньи присутствовали множество его друзей, были даже политики и лидеры «Ирридучибили» (Irriducibili), группировки «ультрас», болеющих за команду «Лацио» (исторических противников фанатов «Ромы») Фабрицио Тоффоло (Fabrizio Toffolo) и Фабрицио Пишителли (Fabrizio Piscitelli) по прозвищу Диаболик. В те дни в римском радиоэфире на частотах радиостанции болельщиков «Лацио» прозвучал написанный Вендитти (Venditti) гимн «Ромы».

«От дома №32 остались уже одни стены», — возмущенно отмечает старый активист общественного центра на улице Вольши. Он рассказывает, как изменилась одна из улиц, символизировавших рабочий квартал, где располагается также редакция радиостанции «Онда Росса» (Красная волна), знаменитого канала левого движения. После появления «ультрас» в районе атмосфера здесь испортилась, дом №32 изменился, появилось насилие.