Желтые Жилеты

В Париже в воскресенье, 27 января, состоялся первый митинг «красных платков» — противников «желтых жилетов». Мероприятие под названием «Республиканский марш свобод» собрало более 10 500 человек (это оценка полиции; но, вполне вероятно, людей было больше). О том, как прошел этот позорный марш и чем закончилась встреча «красных платков» с «желтыми жилетами» на площади Бастилии — читайте в репортаже RFI.

«Мы народ! Мы тоже народ!» — кричит толпа, которая днем в воскресенье, выйдя с площади Нации, два с половиной часа шагала под дождем и ветром к площади Бастилии, чтобы сказать «нет» протестам «желтых жилетов» и заодно уж сказать «да» президенту республики Эмманюэлю Макрону.

В толпе, которая шла размеренно и кричала без лишней ажитации, преобладали зрелые люди в возрасте от 50 и старше. Они скандировали: «Демократия! Я кричу твое имя!», «Мы уже проголосовали!» (на выборах 2017 года, за действующую власть — RFI) и «Стоп насилию!». А когда на бульваре Дидро одна молодая и, видимо, смелая женщина вышла наперерез толпе и бросила знакомое уже (по акциям «желтых жилетов»): «Макрона — в отставку!», охрана митинга не допустила расправы над «еретичкой» и просто мирно вытеснила ее на соседнюю улицу под улюлюканье «красных платков», которые назвали ее «сумасшедшей».

На видео в первых рядах сторонников также было замечено много негров:

Сами «красные платки» держались в рамках демократических приличий и славословили Макрона. Толпа кричала: «Если не Макрон, то кто?», «Макрон — наш президент!» или «Мы говорим партия — подразумеваем Макрон…».

«Я люблю республику!», «Не тронь мою республику!» и «Освободите наши перекрестки!» — кричала толпа, напоминая о том, что вот уже два с лишним месяца «желтые жилеты» перекрывают в стране дороги и «не дают другим нормально жить» (и передвигаться).

Надо заметить, что ведь и «желтым жилетам» власти не особенно дают развернуться — во всяком случае, в Париже, где порой число полицейских равняется числу митингующих (как, например, 8 декабря, когда и тех, и других было по 8000).

Не то — сегодня.

Полиция была почти незаметна, обеспечив «красным платкам» зеленую улицу от площади Нации до площади Бастилии. На этой «улице», в районе бульвара Дидро, мое внимание привлекла невысокая женщина лет шестидесяти, надевшая поверх зимней курки футболку движения «красные платки», поверх футболки — большой красный платок, а в руках она несла трехцветное знамя Франции.

— Я пришла сюда как гражданка, которая уважает демократию, уважает республику, — объяснила эта женщина. — Я ведь тоже небогатый человек, и мне бывает трудно дотянуть до следующей зарплаты. И я одна вырастила своих детей… Но это не причина для того, чтобы идти все громить, атаковать сотрудников правопорядка, и это не причина требовать отставки президента, который был законно избран.

Выясняется, что женщину зовут Софи Бара, и на этот марш она «приехала издалека» — из коммуны Шато-Руж (это у немецкой границы). В Шато-Руж она работает «чиновницей», но в какой именно области — говорить не станет. Да это и не важно, уверяет она: «то, что я чиновница — никак не повлияло на мое решение прийти сюда»:

— С самого начала (протестов «желтых жилетов») я хотела им ответить. С первого их митинга, с 17 ноября. Я искала возможности, чтобы, создать движение, противостоящее «желтым жилетам».

Впрочем, в итоге мадам Бара возможностей не изыскала и движение не создала, а присоединилась к тому, которое создали другие.

Вопрос, было ли это сделано по инициативе властей, пока четкого ответа не имеет. Но известно, что две из трех ассоциаций, устроивших марш, созданы людьми, состоящими в президентской партии «Вперед, Республика!».

«Это республиканский марш за наши свободы, — пояснила RFI одна из организаторов митинга, координатор движения „красные платки“ Марин Леконт. — Мы собрались в поддержку нашей демократии и институтов, мы выступаем за прекращение насилия, которое творится вот уже два месяца».

Ну, а какой ответ может быть перед лицом насилия? Вероятно, только демократическое объединение вокруг фигуры законно избранного президента страны. А если кого-то не утраивают реформы Макрона, есть ведь более мирные способы, чтобы выразить несогласие. Во всяком случае, так считает архитектор и художник Вадим Михайлов, который вот уже около двадцати лет живет во Франции. Перед митингом архитектор призывал — через фейсбук — своих знакомых прийти на митинг «красных платков», и сам приехал в эту неприятную погоду в Париж из пригорода.

На вопрос о том, чем же ему так не угодили «желтые жилеты», архитектор отвечает:

— «Желтые жилеты», прежде всего, нарушают принципы демократии. Существует голосование, мы выбрали президента, выбрали парламент и, соответственно, надо придерживаться этих принципов… Среди «желтых жилетов» действительно есть бедные люди, но меры, которые они предлагают, — антидемократические и не приводят к решению проблем. И более того, все это явно подогревается ультраправыми и ультралевыми популистами.

— А что вы называете «недемократическими мерами»?

— Ну, это нам в России хорошо знакомо: все взять и поделить, долой богатых, все будем бедными!

На вопрос о том, почему ему не нравится требование «желтых жилетов» почаще использовать методы «прямой демократии», например, выносить важные вопросы на референдум, Михайлов отвечает:

— Французы — народ особенный. Они всегда против. И если устраивать референдумы, то никакие реформы никогда не будут проведены. Потому что мы все разные — и это приведет нас в тупик.

Ну а митинг, в итоге зашел не в тупик, а на площадь Бастилии. Но даже там он закончился мирно, без разрушений.

И уже минут через десять после того, как люди, замыкающие колонну, добрели до площади, она была уже почти пуста — как будто кто-то скомандовал «красным платкам»: вольно, разойтись.

Но, конечно, никто и ничто ими не руководило, кроме желания поскорее покинуть промозглую площадь и оказаться в тепле.

И даже трем десяткам «желтых жилетов», которые залезли на ступеньки здания оперы Бастилии и выкрикивали оттуда все, что они думают о «коллаборационистах» в «красных платочках», не удалось спровоцировать многотысячную толпу сторонников Макрона на какие-нибудь некрасивые действия. И сделать так, чтобы «красные платки» перечеркнули один из принципов, за который они сами только что (умеренно) надрывали голосовые связки: «Нет насилию!».

Насилия, к несчастью, так и не случилось — может быть, еще и потому, что между не согласными друг с другом сторонами стояли ограждения и живой щит из полиции. Но «желтые жилеты», которые и накануне выступили не очень убедительно, пообещали «красным платкам» матч-реванш уже в ближайшую субботу.