Расположение беженцев в Германии

Откуда в Берлине и окрестностях столько чеченцев и как они пытаются адаптироваться в правовом государстве?

Один из постояльцев общежития — 50-летний уроженец Гудермеса Умар (свою фамилию он просит не называть). В Германии он уже пять лет, последний год — здесь.

Он просит не показывать лицо, отказывается рассказывать о причинах своего бегства из Чечни, чтобы не создавать проблем родственникам в Грозном. О своем прошлом он также говорит мало — упоминая лишь, что два десятка лет проработал в полиции, где овладел навыками рукопашного боя. И иногда они приходятся как нельзя кстати. В начале февраля Умар стал невольным участником драки в электричке на пути из Берлина.

По его словам, двое мужчин с короткими стрижками, татуировками и в ботинках на шнуровке напали на него, услышав как он произнес что-то по-русски. Драка, начавшаяся в поезде, продолжилась на платформе. Участников задержала полиция. Умар говорит, что старается избегать конфликтов. Но если доходит до них, готов постоять за себя.

Умар живет на пособие в 370 евро в месяц. Когда решится его судьба, он не знает. Но говорит, что возвращаться в Чечню ему нельзя. Таких, как он, в Бранденбурге сотни, если не тысячи.

По данным МВД Бранденбурга, в регионе зарегистрировано порядка 9700 граждан России. Но немецкие власти не ведут учет иностранцев по регионам происхождения (хотя в паспортах указано место рождения владельца и место выдачи паспорта), поэтому точное число чеченцев назвать не может даже министр внутренних дел Бранденбурга Карл-Хайнц Шрётер (Karl-Heinz Schröter).

В эксклюзивном интервью русской редакции Deutsche Welle он признает, что властям и полиции не всегда удается предотвращать бытовые конфликты между чеченцами и другими группами беженцев, которые чаще всего происходят в общежитиях. Министр говорит, что чеченцев отличает очень быстрая мобилизация соотечественников из других мест. Настолько быстрая, что немецкая полиция подозревает, что подобные акции готовятся заранее.

Такая ситуация сложилась прошлым летом в городе Котбус, где конфликт между чеченскими и афганскими беженцами разросся в масштабную драку, после которой полиция задержала два десятка чеченцев. По словам Шрётера, «чеченцы иногда воплощают в жизнь собственные представления о справедливости» — еще до приезда полиции.

Фрагмент статьи на DW «Чеченцы в Бранденбурге: когда семья важнее полиции».