Аноним

Денежной деанонимизации дали зеленый свет.

Принят закон о запрете снятия наличных денег с анонимных карт и электронных кошельков, а также об обязательном прохождении упрощённой идентификации.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект №287876-7 «О внесении изменений в статьи 7 и 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статьи 7 и 10 Федерального закона «О национальной платежной системе», запрещающий снимать наличные с анонимных предоплаченных карт.

Участники рынка не ожидают негативных последствий от нововведений, поскольку эта услуга маловостребованна среди клиентов.

Когда он вступит в силу, снимать наличные с предоплаченных карт можно будет, только если клиент прошел упрощенную идентификацию, говорит председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов.

Сохраняется прежний лимит по снятию наличных с анонимных карт и электронных кошельков — 5000 рублей в день и 40 000 рублей в месяц, но устанавливается запрет на вывод денег без прохождения упрощенной идентификации.

При упрощенной идентификации клиент может в онлайн-режиме подтвердить личность, сообщив свою фамилию, имя, отчество и номер паспорта. Обслуживающая его организация должна проверить предоставленные данные.
Идентификация не потребуется при переводе средств компаниям и ИП, а также погашении кредитов.

Изначально законопроект предполагал полный запрет на снятие наличных с кошельков и предоплаченных карт без полной идентификации, говорит представитель «Яндекс.Денег». Но во втором чтении проект был смягчен. Выдача наличных с анонимных средств платежа противоречит требованиям FATF. В России же проверка FATF начнется через неделю, и приведение норм законодательства в соответствие с его требованиями именно в марте выглядит вполне логичным.

Глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков пояснил, что главное — понять, кто снимает деньги, а для этого достаточно и упрощенной идентификации. Законопроект в нынешней версии соответствует международным стандартам по борьбе с отмыванием денег, указал замглавы Росфинмониторинга Павел Ливадный.

Закон также запрещает оператору перевод электронных денежных средств (ЭДС) в случае проведения упрощенной идентификации клиента-физлица, если остаток средств на его счете в любой момент превышает 60 тысяч рублей, а общая сумма переводимых средств с использованием анонимных карт и интернет-кошельков превышает 200 тысяч рублей в течение месяца. В перечень операторов ЭДС сейчас входит 91 организация, в том числе 65 банков.

Помимо этого, вводятся требования для адвокатов, нотариусов и лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом. На них будут распространяться требования об идентификации клиентов, их представителей или выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, о применении мер по блокированию денежных средств или иного имущества, об организации внутреннего контроля и другие.

О проблеме обналичивания через неперсонифицированные средства платежа в октябре 2017 г. говорил премьер-министр Дмитрий Медведев: «Эти инструменты часто используются для обналичивания денег, причем денег, имеющих преступное происхождение, отмываются капиталы, взятки таким образом дают. Проследить конечного получателя невозможно практически». Практика [снятия наличных с неименных банковских карт и анонимных электронных кошельков] не соответствует цивилизованным подходам, существующим во всем мире, сообщил Медведев и пообещал запретить снятие наличных по анонимным картам или кошелькам.

РКС