Антифашизм

«Никакого пива от наци» Почему гомосексуалисты призвали к бойкоту финской пивной в Берлине.

2 марта на стенах и окнах финского пивного ресторана Bryggeri Helsinki в Берлине появились листовки с призывами бойкотировать заведение «фанатов наци». Ресторан открыл Пекка Кярияйнен, сын рядового финского добровольческого батальона, входившего в состав дивизии СС «Викинг». Дневник его отца стал одним из самых ценных источников для расследования о причастности бойцов этого батальона к военным преступлениям. По просьбе «Медузы» журналист Дмитрий Шабельников рассказывает историю конфликта между владельцем Bryggeri Helsinki и берлинскими антифашистами.

«Паб Bryggeri Helsinki: коричневое пиво из Финляндии»

Филиал финского пивного ресторана Bryggeri Helsinki открылся в самом сердце берлинского района Пренцлауэрберг летом прошлого года. Пренцлауэрберг известен своей расслабленной богемно-буржуазной атмосферой и популярен среди туристов не в последнюю очередь благодаря большому числу ресторанов, кафе и баров. Помимо финской кухни, Bryggeri специализируется на различных сортах крафтового пива от микро-пивоварни Lammin Sahti, первой из ныне действующих в Финляндии пивоварен.

2 марта на стенах и окнах заведения появились набранные готическим шрифтом по-немецки и по-английски листовки следующего содержания: «Никакого пива от фанатов наци, с фанатами наци и для фанатов наци. Паб Bryggeri Helsinki: коричневое пиво из Финляндии. Берлинский союз против правых». Листовки также расклеили в окрестностях ресторана.

Финляндия была союзницей Рейха, но гордится своей непричастностью к Холокосту

Начало этой истории следует искать в событиях середины прошлого века. Как известно, Финляндия была де-факто союзницей Германии во время Второй мировой войны (до 1944 года).

Но в Финляндии всегда подчеркивали, что сотрудничали с нацистами не из идеологических соображений, а ради помощи в борьбе с общим противником — Советским Союзом. В самой Финляндии ее участие во Второй мировой войне принято называть «Войной-продолжением» проигранной ею советско-финской войны 1939–1940 годов. Финны гордились тем, что финские евреи (их перед войной было всего около 1700 человек) не только не пострадали, но и воевали в финской армии, причем на фронте у них была военно-полевая синагога в палатке и возможность соблюдать шаббат. Единственным исключением были восемь австрийских беженцев-евреев, выданных главой финской полиции Рейху и впоследствии убитых, — в 2000 году тогдашний премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен принес в связи с этим официальные извинения.

Так или иначе, никто не обвинял финское правительство, финскую армию или их отдельных представителей в причастности к Холокосту или военным преступлениям в отношении евреев как таковых. Эту уникальную для страны-союзницы Третьего Рейха картину омрачает только одна история. В 1941–1943 гг. около 1400 финских добровольцев воевали на германском восточном фронте, на территории Украины и Северного Кавказа, в составе 5-й танковой дивизии СС «Викинг». А части этой дивизии совершенно точно принимали участие в убийствах евреев, мирных граждан, коммунистов и советских военнопленных.

Финские добровольцы СС

Вербовка добровольцев происходила с марта 1941 года с одобрения и под фактическим контролем правительства, но формально ей занималась специально созданная организация. Открытое участие финского правительства в этом процессе нарушало бы формально нейтральный, на тот момент, статус страны и угрожало бы ее отношениям с Великобританией, которыми Маннергейм дорожил. Долгое время считалось (а многие так считают до сих пор), что целью и самих добровольцев, и финского правительства было прохождение бойцами обучения в немецкой армии, которая тогда считалась лучшей в Европе, — с тем чтобы повысить боеспособность финской армии для войны с СССР. Германия же хотела, чтобы Финляндия подтвердила свою лояльность будущему союзнику и показала пример остальной Европе. Есть мнение, что финское правительство также хотело избавиться от наиболее энергичных сторонников нацизма, чтобы не допустить возрастания их влияния в стране. Финские власти рассчитывали, что добровольцы будут воевать в составе регулярных частей вермахта, но Германия еще раньше начала формировать интернациональную дивизию СС «Викинг», в которую вошли добровольцы из северных, либо оккупированных Германией, либо союзных ей стран — Норвегии, Дании, Швеции, Бельгии и Голландии.

Добровольцы были переправлены морем в нынешний Щецин в мае-июне 1941 года; около 400 человек были сразу отправлены в войска, а остальные — на боевую подготовку. В июне был сформирован финский добровольческий батальон СС. Он вступил в боевые действия в районе Львова почти сразу после начала войны с Советским Союзом. В 1941 — начале 1943 года батальон прошел всю Украину и южную часть России, участвовал в битве за Кавказ. Он был распущен в мае 1943 года, потеряв около 250 человек убитыми и около 700 человек ранеными. Многие из вернувшихся в Финляндию бойцов воевали против СССР в Карелии в составе финской армии в 1944 году.

Финские волонтеры убивали советских военнопленных. Но к уничтожению евреев, как считалось, не имели отношения

Долгое время считалось, что нет никаких свидетельств об участии финских волонтеров в убийствах евреев (хотя часть из них точно участвовала в убийствах советских военнопленных). Известно также, что некоторые из них выражали свое несогласие, а в ряде случаев и возмущение (в частном порядке) убийствами евреев и «еврейской политикой» рейха.

В 2018 году вышла книга финского историка Андре Сванстрема «Рыцари свастики», в которой автор, основываясь в первую очередь на сохранившихся дневниках и письмах добровольцев, подвергает сомнению их сложившийся образ «простых финских парней-патриотов, которые хотели защищать родину и попали в неприятную переделку». Исследование Сванстрема стало в Финляндии сенсацией и предметом бурных дискуссий, а опубликованная им чуть раньше статья на ту же тему привлекла внимание Эфраима Зуроффа — известного «охотника за нацистами» и директора иерусалимского офиса Центра Симона Визенталя, ведущей международной организации по исследованию Холокоста. В январе 2018 года Зурофф написал открытое письмо президенту Финляндии Саули Ниинисте с призывом инициировать «серьезное расследование» о возможном участии финских волонтеров в убийствах евреев на территории Украины. Ниинисте немедленно принял решение профинансировать такое расследование; провести его было поручено Национальному архиву Финляндии. В начале февраля 2019 года исследовательская группа под руководством известного финского историка Ларса Вестерлунда опубликовала 250-страничный отчет на английском языке, озаглавленный «Финские волонтеры СС и военные преступления в отношении евреев, гражданских лиц и военнопленных на территории Украины и Кавказа в 1941–1943 гг.».

Основными источниками исследователей стали 76 дневников финских волонтеров (22 из них ранее не были обнародованы); доступ к дневникам был предоставлен им «Обществом традиции и братской помощи», некоторые члены которого также дали исследователям возможность ознакомиться со своими личными архивами. Эта организация действует в Финляндии с 1955 года — она объединяет ветеранов финского батальона СС и, как сказано на сайте, создана для «неполитического взаимодействия» между бывшими добровольцами и оказания финансовой помощи нуждающимся добровольцам и их семьям.

В кратком виде выводы исследователей можно сформулировать так: прямых доказательств участия подавляющего большинства волонтеров в массовых убийствах евреев нет. При этом практически все они, разумеется, знали о происходящем; некоторые были непосредственными свидетелями злодеяний эсэсовцев и айнзацгрупп. Многие из финнов отказывались участвовать в таких акциях, а также выражали в своих дневниках недоумение и протест. Тем не менее, исследователи считают документально подтвержденными пять или шесть случаев участия отдельных финских волонтеров в убийствах евреев. Вероятное количество жертв за всю историю существования финского батальона они оценивают как «несколько десятков». Что касается советских военнопленных, то речь идет о «нескольких сотнях».