Караджич и Младич

Радован Караджич получил пожизненное. Апелляция только ужесточила его наказание.

Международный апелляционный суд в Гааге приговорил бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича к пожизненному заключению по обвинению в геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности в ходе войны в Боснии в 1992–1995 годах. Тем самым суд не только отверг жалобу защиты на вердикт Гаагского трибунала трехлетней давности, приговорившего экс-президента Республики Сербской к 40 годам тюрьмы, но и ужесточил наказание. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.

Приговор Радовану Караджичу вынесла в среду Апелляционная палата Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов, который является наследником Международного трибунала по бывшей Югославии. Судьи признали бывшего лидера боснийских сербов виновным в геноциде в Сребренице, других военных преступлениях и преступлениях против человечности.

Таким образом, Апелляционная палата подтвердила практически все пункты приговора, который Радовану Караджичу вынес Гаагский трибунал 24 марта 2016 года после продолжавшегося пять лет процесса. Тогда против экс-президента Республики Сербской были выдвинуты обвинения из 11 пунктов, главным из которых значился геноцид — так трибунал квалифицировал убийство армией боснийских сербов нескольких тысяч мужчин и подростков мусульман в окрестностях Сребреницы летом 1995 года. Кроме того, на Караджича возлагалась ответственность за гибель 12 тыс. человек при осаде Сараево, захват международных миротворцев и использование их в качестве живого щита, другие военные преступления. Прокурор Гаагского трибунала требовал для подсудимого максимально суровой меры — пожизненного заключения. Но судьи тогда согласились со всеми пунктами обвинения, кроме первого, в котором Караджич обвинялся в геноциде и в ряде других районов Боснии, после чего приговорили его к 40 годам заключения.

Тот приговор оспорили и защита, и обвинение. Адвокаты подали апелляцию, потребовав либо освобождения Караджича от предъявленных ему обвинений «ввиду их необоснованности или недоказанности», либо назначения нового судебного процесса. Прокуратура же сочла приговор необоснованно мягким и настаивала на признании обвинений экс-президента Республики Сербской в геноциде не только в Сребренице, но и в других боснийских муниципалитетах, потребовав для него пожизненного заключения.

Апелляционный суд отверг практически все пункты жалобы защиты, не согласился он и с утверждением обвинения о геноциде в других районах Боснии. Тем не менее судьи сочли, что наказание в 40 лет тюрьмы не соответствует тяжести совершенных Караджичем преступлений, которые были охарактеризованы как «невиданные по масштабам и жестокости», и приговорили его к пожизненному заключению. Приговор является окончательным и обжалованию не подлежит.

Слушавший перевод приговора 73-летний Радован Караджич никак не отреагировал на него. А в зале суда раздались бурные аплодисменты и свист.

Окончательный приговор Апелляционного суда, как и вердикт Гаагского трибунала трехлетней давности, наверняка вызовет противоречивую реакцию на Балканах. Живущие в Боснии мусульмане изначально называли несправедливым любое наказание для Караджича, кроме пожизненного заключения. Поэтому нынешний приговор их, безусловно, удовлетворит. В Республике Сербской же многие считают экс-президента несправедливо обвиненным, и теперь это убеждение только укрепится.

Ъ