Нападения на приезжих, укус полицейского и поджог «Мерседеса»: в Верховном суде РТ допросили обвиняемых по делу об убийстве студента из Чада.

В течение двух недель в Верховном суде Татарстана шел допрос подсудимых по делу об убийстве 24-летнего темнокожего студента КФУ из Чада Махджуба Тиджани Хассана. Сразу после задержания все четверо обвиняемых дали признательные показания, но в суде стали отрицать свою вину. Какие аргументы привели подсудимые в свое оправдание – в репортаже ИА «Татар-информ».

Допрос подсудимых по делу об убийстве 24-летнего темнокожего студента КФУ из Чада Махджуба Тиджани Хассана занял у суда почти две недели с перерывом на выходные. Стоит отметить, что процесс осложняется подачей бесконечных ходатайств и возражениями стороны защиты. Атмосфера в зале суда порой была напряжена до предела – участникам было тяжело скрывать свои эмоции.

Все четверо подсудимых: 24-летний Руслан Архипов, 21-летний Роман Халилов, 22-летний Адель Аскаров и 26-летний Ростислав Малахов – по-прежнему не признают свою вину.

Ростислав Малахов (Петр Ермолаев)
Первым из четверки был допрошен ранее судимый 26-летний Ростислав Малахов. Ему предъявлено обвинение в пропаганде экстремизма в Интернете и покушении на сотрудника полиции. Как следует из материалов дела, при задержании Малахов укусил за руку старшего оперуполномоченного подразделения по борьбе с организованной преступностью Ильдара Камалова.

Отбывая срок за предыдущее преступление, Малахов умудрялся размещать в сети экстремистские материалы прямо из-за решетки.

По данным следствия, раньше молодого человека звали Петр Ермолаев, но он решил сменить имя и фамилию.

Прежде чем ответить на вопросы суда, Малахов выступил с заявлением.

«Прошу перед началом моего допроса удалить из зала суда слушателей и оставить только прессу, так как я не публичный человек, и присутствие такого большого количества людей может затруднить мой допрос», – заявил он.

К слову, на рассмотрения дела в тот день пришли студенты-юристы, которые заняли все свободные места в просторном зале суда.

Судья Айрат Ибатуллин отклонил просьбу, сославшись на то, что судебное заседание проходит в открытом режиме и выводить слушателей было бы грубым нарушением закона.

Тогда адвокат попросила дать ее подзащитному 10 минут, чтобы собраться с мыслями. После перерыва Малахов наконец-то был допрошен.

Первый вопрос защитника – когда и при каких обстоятельствах тот познакомился с Архиповым.

«В августе 2017 года в Советском районном суде Казани, после того как наши дела объединили», – рассказал Малахов, но был прерван судьей.

Председательствующий Айрат Ибатуллин сделал замечание подозреваемому за нарушение порядка суда.

«Вообще-то это обстоятельство нашего знакомства. И то, что нас познакомил следователь Золотов, – это не моя вина, прошу заметить», ­– начал возражать подсудимый.

Ибатуллин объяснил, что высказывания обвиняемого касаются процедуры сбора доказательств, которые в присутствии присяжных заседателей обсуждать запрещено.

После этого адвокат продолжила допрос своего подзащитного. Малахов рассказал, что с Халиловым познакомился в тот же день, что и с Архиповым, а с Аскаровым на предварительном слушании в Верховном суде.

По словам Малахова, с 2009 года он увлекался национал-социализмом, но в 2014 году якобы отказался от своих увлечений.

«До задержания я работал на стройке, мой мастер азербайджанец, он хотел прийти на заседание, но его не пустили», – продолжил давать показания Малахов.

Так как подсудимый опять коснулся темы, не касающейся обвинения, судья вновь сделал ему замечание и удалил из зала суда.

Суд приступил к допросу следующего подсудимого. Малахов смог принять участие в процессе лишь на следующий день, когда его адвокат попросила суд вернуть ее подзащитного. В тот же день суд продолжил его допрос.

«Я работал в автосервисе с утра до вечера, ни на какие другие занятия у меня не хватало времени. В день моего задержания я поздно вернулся домой и уже лег спать, когда в дверь постучали сотрудники полиции. Один из них пытался надеть на меня наручники, но я заблокировал руку. Да, я оказал сопротивление, потому что они не имели права задерживать меня в ночное время, но я не кусал его. Я считаю, что кусать – это не по-мужски», – рассказал он.

Также подсудимый объяснил, почему решил сменить имя. По его словам, он сделал этот из уважения к предкам, к тому же его имя не нравилось ему с детства.

«Я изучил свое семейное древо до 19-го века и узнал, что один из моих предков носил эту фамилию, даже моя мать хотела вернуть ее себе. Фамилия эта исключительно еврейская, Малахий был такой пророк», – объяснял он.

Он не признал свою вину в размещении экстремистских материалов в Интернете.

Аскаров

Следующим допросили 22-летнего Аделя Аскарова. Он – единственный из подсудимых, кто сейчас находится не в СИЗО, а под подпиской о невыезде.

Аскарова обвиняют в пропаганде экстремизма в Интернете. По версии следствия, он выкладывал в соцсети материалы с призывами о разжигании межнациональной ненависти. В качестве доказательств прокуратура предоставила информацию со страницы парня во «ВКонтакте», где были добавлены видео, аудио и изображения экстремистского характера.

Адель Аскаров
«Информация, размещенная на моей странице «ВКонтакте» начиная с 2010 года, то есть когда я был еще ребенком, не несла никакого смысла», – начал рассказывать Аскаров.

Молодой человек отрицал свою вину и какую-либо причастность к национал-социализму. Он говорил, что не знает о сообществе NS-WP, в котором, по версии следствия, он состоял. Аскаров признался, что в молодости увлекался анархизмом, но все это, по его словам, осталось в прошлом.

Гособвинитель нашел в показаниях подсудимого существенные противоречия с тем, что он рассказывал следователям, и зачитал протокол допроса на предварительном следствии.

Как выяснилось, Аскаров не только знал, что такое NS-WP, но и был хорошо знаком с участниками национал-социалистического движения. С Халиловым, с которым он был знаком с шести лет, он посещал футбольные матчи, а после игр вместе с другими единомышленниками они устраивали потасовки с людьми неславянской внешности.

«Рома (Халилов – прим. Т-и) рассказал, что ездил в Питер, где встречался с друзьями и посещал могилу Боровикова, который был националистом и был убит полицейскими при задержании», – привел гособвинитель слова подсудимого из протокола допроса.

Как следует из материалов дела, с Халилов познакомил Аскарова с Архиповым, который придерживался тех же идей.

Приятели всегда носили с собой ножи и газовые баллончики, чтобы в любой момент напасть на приезжих с неславянской внешностью. Аскарову предложили участвовать в так называемых белых патрулях, во время которых неонацисты избивали иностранцев, однако тот отказался, побоявшись ответственности перед законом.

На встрече со следователем Аскаров признал свою вину и раскаялся в содеянном, однако в суде пошел на попятную, заявив, что все, что зачитал прокурор, – вымысел.