Лига Севера

Баннер, со словами «Слава Муссолини», развернут в нескольких шагах от миланской площади, где тело фашистского диктатора было подвешено вверх ногами после его казни в 1945 году. Во время протестов используются фашистские салюты и выкрикивают такие же лозунги. Правый министр внутренних дел Италии пропускает празднования 74-й годовщины освобождения страны от нацистской оккупации.

Фашистские символы, риторика и салюты — долгое время бывшие под запретом в обществе — пробились из хулиганских секций футбольных стадионов и вышли на итальянские улицы в преддверии выборов в Европейский парламент на этой неделе. Лидер правой партии, возглавляющей итальянские опросы, министр внутренних дел Маттео Сальвини подвергся критике за предполагаемое благодушие по отношению к неофашистским экстремистам в его стремлении увидеть, как его некогда региональная партия «Лига» финиширует с первым результатом в Италии, и, возможно, в Европе, когда итальянцы проголосуют 26 мая. Сальвини, который привлек восхищение европейских крайне правых лидеров своими антииммигрантскими, антиисламскими позициями, демонстрирует пренебрежение обозначением тех или иных организаций как «экстремистских» и существованием фашистской идеологии в итальянском политическом спектре.

«На этой площади нет экстремистов. Здесь нет расистов. Нет фашистов», – заявил Сальвини тысячам людей, собравшимся на прошлых выходных на предвыборный митинг европейских популистов, в том числе лидерам крайне правых из Франции и Германии. Но его слова опровергает возрождение неофашистских организаций, осмелевших в кулуарах избирательной кампании по выборам в Европарламент, которая превращается в состязание между традиционными политическими партиями Европы и евроскептическими правыми популистами, агитирующими за восстановление контроля 28 государств-членов ЕС над целым рядом вопросов.

Многие возлагают, по крайней мере, часть вины на Сальвини за недооценку или даже кажущуюся поддержку экстремистских партий Италии и их выходок. Сальвини подвергся критике в прошлом месяце, когда пропустил празднование Дня освобождения 25 апреля в Риме, посвященное освобождению Италии в 1945 году от фашистского правления Бенито Муссолини, который провел последние два года Второй мировой войны, руководя марионеточной республикой в ​​оккупированной нацистами северной Италии. Всего за день до этого Сальвини раскритиковал баннер с надписью «Слава Муссолини!», развернутый в Милане десятками «ультрас», фанатами футбольной команды «Лацио», известными своей преданностью неофашистам, как работу «идиотов». Крайне правые активисты осмелились выкрикивать фашистские лозунги и поднимать руки в фашистском салюте на протестах в прошлом месяце по поводу размещения семей рома — меньшинства, преследуемого во время Второй мировой войны, – в государственном жилье в итальянской столице.

Критики отметили, что экстремисты получили разрешение от правоохранительных органов, которыми руководит Сальвини. Сам Сальвини разместил в Twitter фотографии разрушенных домов рома. Гидо Кальдерон, эксперт по правым итальянским организациям, говорит, что Сальвини годами ухаживал за крайне правыми, смешивая их экстремистскую риторику с ксенофобской платформой его партии «Лига», направленной против иммигрантов. Это позволяет Сальвини апеллировать к более экстремистски настроенным избирателям, сохраняя при этом традиционную базу партии, сказал он.

Опросы показывают растущую обеспокоенность итальянцев тем, что фашизм, официально запрещенный как политическое движение в Италии, но никогда не исключаемый из массовой культуры или политической жизни, тревожным образом поднимает голову. По данным агентства SWG, 71% итальянцев считают, что важно бороться с возвращением нацистской и фашистской идеологии, а всего два года назад так думали 65%. А две трети итальянцев считают, что важно подавлять тех, кто разжигает фашизм, хотя в 2017 году их было 60 %.

Кальдерон сказал, что «другую часть населения привлекает» фашизм. И это, по его словам, происходит потому, что итальянцы никогда не разбирались до конца со своим фашистским прошлым. Тем не менее, ни одна из главных правых экстремистских партий Италии, Forza Nuova или CasaPound, как ожидается, не сможет преодолеть барьер, необходимый для попадания в Европейский парламент.

Муссолини был у власти в течение почти двух десятилетий, прежде чем Италия вступила во Вторую Мировую Войну. Это был период модернизации, во время которого фашистский режим строил школы, железнодорожные станции и административные здания, которые используются до сих пор. Многие памятники и символы, прославляющие правление Муссолини, были удалены после войны, но значительное количество остается на виду, отражая сложные отношения Италии с ее историей 20-го века. Римский спортивный комплекс Foro Italico на западном берегу реки Тибр является одним из самых ярких примеров: с мозаикой на тротуаре, отдающей дань уважения фашистскому диктатору и мраморным обелиском, который носит его имя.

В соседней штаб-квартире Олимпийского комитета Италии до сих пор проводятся пресс-конференции перед фреской, на которой Муссолини на пьедестале обращается к толпе. Календари с изображением покойного диктатора появляются в газетных киосках, а его изображение в рамке можно увидеть в северной Италии.

Сальвини, признавая силу образа Муссолини, недавно выступил на предвыборном митинге в северном городе Форли с балкона, который когда-то использовал фашистский диктатор. Фамилия Муссолини остается частью политической элиты, сначала в виде депутата парламента Алессандры Муссолини, внучки Бенито Муссолини, начинавшая с ныне несуществующей неофашистской партии, а теперь продолжается с его правнуком, Кайо Джулио Чезаре Муссолини, который баллотируется от крайне правой партия «Братья Италии» на выборах в Европарламент. Многие комментаторы отвергают его кандидатуру как рекламный трюк. Тем не менее, он признает силу фамилии, делая девизом кампании хэштеги #scrivimussolini, или #writeinmussolini, потому что, сказал он в Twitter: «Многие хотят вписать имя Муссолини в избирательный бюллетень». «Я продолжаю встречать людей, у которых более чем удовлетворительные воспоминания о том времени», – сказал Муссолини агентству Associated Press.

На этой неделе итальянская история снова оказалась на переднем крае борьбы, когда учительница средней школы была отправлена в двухнедельный неоплачиваемый отпуск после того, как ее 14-летние ученики завершили проект, который сравнивал указ Сальвини о борьбе с нелегальной иммиграцией с расовыми законами Муссолини 1938 года, мишенью которых были евреи. Дисциплинарные меры со стороны провинциальных школьных чиновников были раскритикованы как антидемократические и направленные против свободы обучения, и свободы слова в классе. «То, что кто-то может сравнить министра внутренних дел Маттео Сальвини, нравится он ему или нет, с Муссолини, а указ о безопасности с лагерями смерти — это безумие, поистине безумие», – сказал Сальвини.

timesofisrael