Лев против

The Independent (Великобритания): скинхеды нападают на улицах Москвы на хипстеров, отстаивая «нравственные нормы».

Вооружившись перцовыми баллончиками и раздавая удары направо и налево, члены банды ведут охоту на тех, кто «предается пороку».

Амфитеатр на Хохловской площади, известный под названием «Яма», стал бриллиантом в короне обновления Москвы. Это современное пространство, построенное вокруг фрагмента старой городской стены, и оно воплощает в себе все то, чем данная столица обычно не является. Это простое, щедрое, открытое и свободное место. Появившись в 2017 году, «Яма» стала центром притяжения для тех, кто в тренде, кто любит собираться и веселиться.

Но в прошлую пятницу столичные хипстеры лицом к лицу столкнулись с другой стороной сегодняшней России.

Около десяти часов вечера группа бритоголовых крепких юношей в спортивных костюмах прибыла на Хохловскую площадь. Они начали делать замечания гулякам за то, что те распивают алкоголь в общественном месте. Начались потасовки, полетели бутылки. Спортсмены быстро достали из карманов перцовые баллончики. Они применяли эти средства против тех, кто оказывал сопротивление, а потом начали делать это и в отношении других.

На кадрах в социальных сетях видно, как жертвы держатся за глаза и от боли топают ногами. Примерно пять человек обратились за медицинской помощью, получив ожоги.

Когда приехали полицейские, они арестовали как минимум одну жертву нападения, а еще десяток отвезли в отделение писать свидетельские показания. Ни один юноша в спортивном костюме арестован не был.

Хипстерам тогда это не было известно, но они стали мишенью для членов группы «за здоровый образ жизни», носящей название «Лев против».

Эта группа — детище неонациста Максима Лазутина, а ее название — от знака зодиака этого человека. Цель группы в равной степени примитивна и парадоксальна: защищать общественный и нравственный порядок в России, нападая на тех, кто публично, на их глазах курит, пьет и сквернословит.

Свои действия они хорошо отработали и превратили в звонкую монету. Группа снимает на видео свои «рейды» по наведению порядка, которые обычно заканчиваются драками и распылением перцовой аэрозоли. Затем эти люди размещают свои видеоматериалы на YouTube, получая в процессе немалые доходы от рекламы, так как у них почти два миллиона подписчиков. Эта группа проявляет активность в той или иной степени с 2014 года, но в последние месяцы она заметно активизировала свою деятельность.

В воскресенье корреспондент «Индепендент» стал случайным свидетелем очередного рейда «Льва против». На сей раз целью для них стало сборище бездомных мужчин и женщин возле Казанского вокзала в центре Москвы.

Как минимум четыре молодчика в спортивных костюмах в сопровождении кинооператоров напали на собравшихся. Сначала они пытались силой отнять у них алкоголь. Жертвы оказали слабое сопротивление, и в ответ на это в ход пошли перцовые баллончики, направленные прямо в глаза собравшимся. Двое бездомных ответили нападавшим, схватив то, что оказалось под руками: железную корзину, а потом бутылки из-под водки.

Когда прибыла полиция, арестовывать нападавших она не захотела.

«Лев против» — это далеко не первый проект «бдительных граждан», осуществляемый на улицах России в последние годы. И это не первый проект, в котором фигурирует Максим Лазутин.

Лазутин несколько лет сотрудничал со своим единомышленником-неонацистом Максимом Марцинкевичем по прозвищу «Тесак». Вместе они провели десятки операций, заманивая геев, которых соблазняли связями с подростками. Те видео, которые Тесак и Лазутин размещали в сети под лозунгом «антипедофилии», вызывают шок, как и насилие и унижения, которым они подвергали своих жертв.

В 2014 году Тесака арестовали на Кубе по обвинению в экстремизме (автор не сообщает, что Тесак был экстрадирован с Кубы в Россию, где получил десять лет строгого режима — прим. ред.), а Лазутин к тому времени переключился на другую операцию, которая связана с Кремлем (на самом деле никаких проверенных фактов, которые свидетельствовали бы о связях Тесака с Кремлем, не публиковалось — прим. ред.). Она получила название «СтопХам», а ее вдохновителями стали бывшие члены ныне не действующего проправительственного молодежного движения «Наши». Активисты выступили в качестве бдительных сотрудников дорожной полиции, прикрепляя на припаркованные не по правилам машины самоклейки, которые очень трудно снять. Они ловили таким образом известных политиков и знаменитостей, а их видеоматериалы, часто сопровождавшиеся насилием, становились сенсацией в сети.

Сейчас, как и тогда, многое говорит о том, что Лазутин со своими товарищами пользуется защитой власти — по крайней мере, какой-то ее части. Несмотря на свидетельства ничем не спровоцированных нападений, никаких мер против активистов движения «Лев против» никто не принимал. Сотрудники полиции часто сопровождают этих людей, когда они отправляются в рейды. Как минимум дважды в 2014-2015 годах эта группа получала правительственные гранты на общую сумму 12 миллионов рублей на «общественный контроль» по соблюдению российских законов против курения, о чем свидетельствует официальная информация властей. Лазутин отрицает, что получал эти деньги.

Корреспондент «Индепендент» попытался через разные каналы получить комментарии у Лазутина и членов его группы, но его просьбы остались без ответа.

Бывший член этой группы Дмитрий Ударов рассказал одной местной радиостанции, что «Лев против» вышел из-под контроля и распоясался. Стремление получить как можно больше денег от рекламы на YouTube привело этих людей к радикализации, и они все чаще прибегают к насилию. «Они начали вести себя возмутительно, провоцируя людей, которые просто стоят рядом», — заявил он.

Вначале Ударов согласился на разговор с «Индепендент», но затем отказался дать комментарии для этой статьи.