Акбар Сергалиев

Вслед за ФСБэшниками Медоевыми в деле Голунова появились и другие многонационалы.

Ивана Голунова задержали около метро Цветной бульвар — это Центральный округ Москвы. При том, что задержавшие его полицейские Роман Филимонов и Дмитрий Кожанов оказались оперативниками УВД по Западному административному округу — и туда же Ивана повезли после задержания. Это первая из многочисленных нестыковок в этом деле. Позднее собеседники издания «Проект» объяснят, что именно в Западном округе сосредоточены бизнес-проекты и связи возможных заказчиков дела Голунова.

За рулем машины, которая доставила полицейских в УВД по Западному округу, был лейтенант полиции Акбар Сергалиев. У человека с таким же именем прекрасная биография для сотрудника МВД: кадетский корпус, юридический факультет Нижегородского государственного университета, магистратура того же вуза по специальности«Политология» и два неоплаченных штрафа за парковку. Именно Сергалиев дал показания, что Голунов «по внешним признакам находился в состоянии наркотического опьянения».

Забегая вперед, следы наркотиков на смывах с рук и ногтей Голунова в итоге не нашли. Руководил операцией по задержанию Голунова полковник полиции Андрей Щиров, начальник подразделения по контролю за оборотом наркотиков УВД по Западному округу. Щирова узнали в анонимном оперативнике из сюжета вестей«Дежурная часть» на канале «Россия 24». Там он рассказывает, что разрабатывали Голунова с марта, и торговал он в ночных клубах.

По совпадению, Андрей Щиров в марте стал героем большого репортажа «Радио Свободы» о борьбе с наркомафией в начале нулевых. Уже тогда, по словам участников событий, он принимал участие в фабрикации уголовных дел. Репортаж построен на показаниях информатора полиции Ульяны Хмелёвой. Она рассказала, что была свидетелем того, как Щиров вместе с коллегой привёз в Москву 170 кг героина — это якобы была их доля за «крышевание» наркобизнеса. Их задержали, но уголовное дело так и не было возбуждено. А ее саму просили изменить показания и впоследствии дали 15 лет за сбыт наркотиков.

К сожалению, эту информацию невозможно проверить, однако совместное расследование «Базы» и «Трансперенси» показало: Андрей Щиров живет как небедный человек. На полковника и его родственников зарегистрировано не менее девяти земельных участков в садовом товариществе «Сплав 2» недалеко от подмосковного Наро-Фоминска. В открытом доступе сведений о его доходе полковника Щирова нет — «База» оценивает официальный доход полицейского такого ранга в полтора миллиона рублей. В то время как оформленный на мать полковника внедорожник Volvo XC90 стоит около четырех миллионов рублей.

Сам Щиров в интервью «Настоящему времени» отрицал эти факты: «Конечно, это не соответствует действительности. То есть земля частично, которая там указана, она имеет место быть. Она была указана мною в декларациях, сейчас ее кадастровая стоимость в районе двух миллионов с половиной. Тем, кто говорит, что у меня земли на 70 миллионов, могу предложить за полцены ее у меня купить».

Капитан полиции Илья Телешов не допускал адвокатов к Голунову, когда его доставили в больницу перед судом 8 июня. Телешова сразу вспомнил журналист Павел Никулин: по приказу капитана его избили во время подготовки репортажа. Он — местная звезда, снимался в фильме «Москвы 24» о буднях полицейских.

Несколько высокопоставленных полицейских из Юго-западного УВД уже упоминались в СМИ в связи с коррупцией и фальсификацией дел. Так, Новосибирский бизнесмен Евгений Михиенко рассказал нам, что оперативников оттуда якобы наняли за 300 тысяч долларов для решения войны за бренд кофеен «Тревелерс Кофе».

Мы и дальше будем собирать информацию на всех сотрудников полиции и Следственного комитета, гарантирует Дождь.

ении на сбыт наркотиков был задержан корреспондент «Медузы» Иван Голунов. В протоколах в качестве понятого упомянут Дмитрий Бокарев, 27-летний уроженец Нижегородской области. Как выяснил Дождь, он учился в одном вузе (Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского) с оперативником Акбаром Сергалиевым, который участвовал в задержании Голунова. Бокарева стали называть человеком, связанным с полицией. При этом он сам утверждает, что стал понятым по случайному стечению обстоятельств и жалеет об этом. Мария Борзунова встретилась с Бокаревым и попросила его рассказать, как произошло такое совпадение, а также о том, как проходил обыск в квартире Ивана Голунова. Дождь также попробовал взять комментарий у второго понятого, Сергея Кузнецова.

ДМИТРИЙ БОКАРЕВ

Как вы вообще стали понятым в деле Ивана Голунова?

У меня был выходной, я решил прогуляться недалеко от дома. И чисто случайно мне встретился оперативник, который предложил выполнить гражданский долг. Ну а я согласился, наверное, неуместно было и по дурости. Так как у меня было свободное время, мы прошли в отделение, там уже был Иван, сотрудники и другой понятой. Где собственно и начался обыск.

Вам сказали, в чем суть дела?

Сказали, что подозреваемый, возможно, что у него есть при себе наркотические вещества. Для меня это было в новинку.

В каком состоянии находился Иван, когда вы его увидели?

Наверное, небольшое замешательство у него было. С ним сотрудники пытались пообщаться, он говорил, что не будет общаться.

Как происходил и выглядел момент, когда у него нашли эти пакетики с веществом?

Он был в одежде, на нем был рюкзак, его сняли, поставили на стул посреди кабинета, он был на всеобщем обозрении и постепенно каждый отсек открывали. В одном из отсеков оказался пакет с неизвестным содержимым. Оказалось, наркотическое вещество.

Как отреагировал Ваня на это?

Он удивился и сказал, что это не его.

Вы видели, чтобы сотрудники применяли силу или вели себя как-то некорректно?

Нет, при мне они вели себя достаточно корректно. Никакой грубости, как я наблюдал в СМИ пишут, избиения, обзывательства, этого не было.

Что происходило дальше?

Далее мы поехали на обыск. Когда мы прибыли, мы подошли к другой машине, где были оперативники и Иван и проследовали в квартиру. Там была собака, она начала агрессивно себя вести, Иван ее успокоил. Обыск был постепенный. там квартира однокомнатная, в комнате все постепенно досматривали подробно и также перешли в другие.

Долго он продолжался?

Я сейчас могу ошибаться, потому что я уже не следил за часами, потому что достаточно долгое время, потому что в пробке добирались до туда. Как минимум час, точно.

Было предположение, что сотрудники могли заходить в квартиру до обысков. Вы не знаете делали они это или нет?

Я не могу утверждать, мне неизвестно. Как мне показалось, сотрудники вполне компетентные.

Как произошел момент, когда нашли наркотики в квартире?
В принципе как это произошло? Вы видели всех сотрудников, они были в поле зрения?

Да, все сотрудники всегда были в поле зрения. Досматривали шкаф достаточно высокий, там, как я понял, пакетик был на самом-самом верху. Когда пакетик достали, Иван, естественно, вполне нормально сказал, что это не его. По эмоциям я не могу сказать… Но он уже отреагировал с насмешкой, наверно.