Штефан (Стефан) Эрнст

В Германии впервые с 1945 года правые радикалы убили чиновника. Он защищал политику «открытых дверей» для иммигрантов и выгонял коренных немцев из их собственной страны.

Немецкая полиция 27 июня арестовала двух человек, подозреваемых в соучастии в убийстве главы административного округа Кассель (федеральная земля Гессен) Вальтера Любке. Известный муниципальный политик, входивший в Христианско-демократический союз Ангелы Меркель, был застрелен в ночь на 2 июня на веранде собственного дома. 15 июня по подозрению в убийстве задержали 45-летнего Штефана Эрнста, который многие годы был связан с различными правоэкстремистскими группировками. Анализ его ДНК показал совпадение с образцами, найденными на одежде Любке.

25 июня Эрнст признался в преступлении, у которого, судя по всему, были политические мотивы. Новые арестованные по этому делу подозреваются в том, что продали убийце оружие, из которого он стрелял в жертву. Социолог Маттиас Квент назвал гибель Любке водоразделом современной немецкой истории, поскольку, по его словам, впервые с 1945 года правые экстремисты убили действующего чиновника.

Любке предлагал уехать из Германии тем, кто не разделяет ее ценности

Вальтер Любке получил широкую известность осенью 2015 года, когда публично поддержал политику «открытых дверей» для иммигрантов, которую проводила канцлер ФРГ Ангела Меркель. Он, в частности, активно выступал за строительство в Касселе центра временного пребывания беженцев. На одном из мероприятий, где его постоянно прерывали противники иммиграции, он заявил: «Те, кто не разделяют ценности, принятые в нашей стране, могут в любой момент ее покинуть, если они с ними не согласны. Каждому немцу дана свобода сделать это».

левак Вальтер Любке (в центре)

Видео со словами Любке стало быстро распространяться по социальным сетям, прежде всего, в аккаунтах и сообществах, связанных с крайне правыми активистами и группировками. В признательных показаниях Штефан Эрнст назвал именно это выступление главным мотивом своих действий. По некоторым сведениям, Эрнст сам присутствовал на встрече.

После своего выступления Любке неоднократно сообщал полиции о многочисленных угрозах, которые он получает. В одном из интервью политик разъяснил, что под ценностями, принятыми в Германии, он имел в виду христианскую помощь нуждающимся. Любке уточнил, что жители Германии, категорически не согласные с христианскими ценностями, принятыми в обществе, могут, ничем не рискуя, покинуть ее — чего нельзя сказать о выходцах из тех стран, откуда прибыло большинство иммигрантов, где любое несогласие может обернуться преследованием со стороны властей.

Подозреваемого в убийстве до 2009 года считали особо опасным

После ареста Штефана Эрнста стало известно, что его семь раз привлекали к разным видам ответственности перед государством. В большинстве случаев он угрожал иммигрантам или нападал на них. В частности, еще в 1993 году он угрожал взорвать один из временных лагерей беженцев. Позднее ему выписывали штрафы за нанесение телесных повреждений, оскорбления, хранение запрещенных предметов.

Эрнст был связан со многими ультраправыми и неонацистскими группировками. До 2009 года он находился на особом контроле Федеральной службы защиты конституции Германии. В поле зрения главной немецкой спецслужбы он попадал 37 раз и рассматривался как потенциально опасный подозреваемый.

Позднее Эрнст был исключен из «черного списка» и к ответственности больше не привлекался. В течение десяти лет до убийства Любке он вел обычную жизнь, работал на заводе, растил двоих детей, хотя и регулярно публиковал в интернете комментарии расистского и ксенофобского толка. Как выяснилось после его ареста, связи с радикальными ультраправыми группировками он не прерывал.

По новым данным Службы защиты конституции, в Германии насчитывается больше 24 тысяч правых экстремистов. Примерно половина из них «ориентированы на насилие». Среди левых экстремистов таковых — девять тысяч. Число исламистов, по оценкам спецслужб, — 26,5 тысячи человек. По результатам соцопросов, проведенных после убийства Любке, 74% немцев считают правый терроризм серьезной угрозой для Германии.

Крайне правую «Альтернативу для Германии» обвинили в травле Любке

Главным объектом критики со стороны немецких СМИ и политиков стала «Альтернатива для Германии». Связь Эрнста с главной крайне правой партией Германии пока подтверждается только взносом в 150 евро, который он сделал в декабре 2016 года. Тем не менее, оппоненты «АдГ» настаивают на том, что видные члены партии распространяли видео с резонансными высказываниями Любке и в итоге сделали его объектом ненависти радикалов. В числе ответственных за травлю политика названа Эрика Штайнбах, ранее входившая в Христианско-демократический союз и создавшая в прошлом году исследовательский фонд, близкий к «АдГ».

Лидер «Альтернативы» Александр Гауланд, в свою очередь, обвинил политических противников в том, что они используют убийство Любке для преследования партии. По его словам, «любая критика власть предержащих оказывается под подозрением». Исследования социологов показывают, что убийство Любке пока никак не повлияло на популярность «АдГ». Рейтинг партии стабильно держится на уровне примерно 13%.

Мезуза