Музей фашизма и Муссолини

Родина Муссолини расцветает из-за всплеска ультраправого туризма.

Одетые в черные футболки с татуировками на руках, Фабрицио и Мамели Гамберини совершают ежегодную поездку в Предаппио, родной город и место захоронения Бенито Муссолини.

«Мы — фашисты», – с гордостью признает Мамели, выходя из магазина «Predappio Tricolore», сувенирного магазина, в котором полно вещей в честь Муссолини. «Мы приезжаем каждый год в конце июля, чтобы купить несколько новых сувениров, посетить его могилу и оставить цветы в его честь». Пара из Варезе приехала в Предаппио, город, расположенный среди холмов Аппенин в регионе Эмилия-Романья, чтобы 29 июля отпраздновать 136-летие со дня рождения итальянского диктатора. Это один из трех случаев за последние два года, включая годовщины его смерти 28 апреля и «марша на Рим», 28 октября, который привел его к власти, когда семейный склеп Муссолини открывается для публики, так как он был закрыт для реставрационных работ в 2017 году.

Памятные дни всегда привлекали тысячи паломников-фашистов со всей Италии и из-за ее пределов, присоединяющихся к параду, который заканчивается у крошечного кладбища Сан-Кассиано, где они отдают дань уважения «Дуче» («Лидеру») с помощью фашистского приветствия, оставляя восхищенные сообщения в гостевой книге. На открытке, прикрепленной к недавно оставленному букету цветов, было написано: «Спасибо, Дуче!». Сейчас Гамберини восхищены, узнав, что теперь они могут снова отдать дань уважения Муссолини в любой день года после того, как недавно избранный правый мэр города, Роберто Канали, на прошлой неделе объявил о планах вновь держать склеп открытым в течение всего года как способ увеличить число туристов.

Большинство жителей этого города, чьё население насчитывает около 6 000 человек, считают приток фашистов на юбилеи неизбежным злом, поскольку они являются самыми продуктивными днями в году для магазинов, баров и отелей, поэтому на местном уровне мало критиковали планы Канали. Фактически его обещание, которое было поддержано внучками Муссолини, Рашель и Алессандрой, помогло ему стать победителем избирательной кампании. «После того, как склеп был закрыт, многие бизнесмены жаловались на уменьшение числа посетителей», – сказал Канали Observer. «Помимо этих трех напряженных дней в году, мы получаем непрерывный поток людей, которые, одетые в обычную одежду, приходят из любопытства или для понимания истории, но которые разочарованы тем, что склеп закрыт».

Клаудия Брунацци, представитель местной бизнес-ассоциации Albero Rosso, заметила по этому поводу: «Очень жаль, что Предаппио помнят только за это, хотя здесь есть гораздо больше — вино, еда, пейзажи — но … открытие склепа — это полезно для бизнеса». Само собой разумеется, что планы Канали вызвали резкий упрек итальянской антифашистской ассоциации ANPI, которая протестовала 28 июля (день, когда склеп был открыт). «Это оскверняет память о многих жертвах преступлений фашизма, его расовых законов и сотрудничества с нацистами, которые привели к массовым убийствам невинных женщин, мужчин и детей», – говорится в заявлении ассоциации. Лука Капаччи, пресс-секретарь небольшой левой партии «Поссибиле», сказал: «Очень печально и тревожно, что открытие склепа рассматривается как привлекательный элемент для территории, которая может предложить гораздо больше. Это не такой исторический памятник, как Колизей … люди, которые идут туда, делают это, чтобы прославлять диктатора».

Неясно, когда склеп, открываемый для публики по распоряжению семьи Муссолини, будет открыт навсегда, так как городским властям все еще нужно определиться, кто будет платить 30 000 евро в год за охрану и присмотр за склепом — город или семья. Одна из причин, по которой он не был вновь открыт после реставрационных работ, заключалась в том, что предыдущий хранитель, преданный поклонник Муссолини, годами выполнял эту работу бесплатно.

Маттео Сальвини, заместитель премьер-министра и лидер ультраправой Лиги Севера, иногда цитирует Муссолини, а во время предвыборного митинга в Форли в рамках кампании по выборам в Европарламент, недалеко от Предаппио, он обратился к толпе с того же балкона, откуда диктатор наблюдал за убийством своих противников. Муссолини и его любовница Клара Петаччи были застрелены партизанами в последние дни Второй Мировой войны, прежде чем их тела были подвешены на заправочной станции на площади Милана. Его останки были перевезены в Предаппио в 1957 году. Одна из причин, по которой сохраняется память о нем, заключается в том, что некоторые итальянцы считают его последним «сильным» лидером страны, который не только восстановил закон и порядок, но и построил отличное жилье, дороги, транспортную систему и школы, а также инвестировал в промышленность и внедрял систему социального обеспечения.

Такие люди, как Гамберини, все еще борются за то, чтобы оправдать его преступления. «Благодаря Муссолини у нас есть пенсии», – говорит Мамели. «Его главной ошибкой был союз с Гитлером – и он заплатил за это». Канали не может предоставить официальных данных том, сколько людей посещают Предаппио, который в 1920-х годах ежегодно перестраивался по приказу Муссолини. Ранее говорилось о 100 000 посетителей. Но без сомнения, город также привлекает постоянный поток людей, которые приезжают просто из любопытства. В октябре прошлого года состоялся недельный исторический тур по Италии под названием «Дуче! Взлет и падение итальянского фашизма», организованный британской компанией Historical Trips. Рашель Муссолини встретилась с группой в Предаппио, чтобы ответить на вопросы о наследии ее дедушки.

Помимо кладбища, люди могут посещать дом, в котором он родился. «Невероятно, что это место вообще существует», – сказал Питер Флоор, археолог из Нидерландов, который остановился в Предаппио со своей семьей утром 26 июля, когда они возвращались домой из отпуска в соседнем регионе Марке. «Все напоминания о фашизме в Нидерландах полностью уничтожены. Эти напоминания не должны быть уничтожены, но должно быть осторожно объяснено, что произошло во время периода фашизма и какое влияние оно все еще оказывает на общества по всей Европе. Фашизм никогда не вернется, но он может вернуться в другой форме, с отзвуками прошлого».

Волна побед правых по всей Италии помогла положить конец более чем 70-летнему правлению левых в Предаппио после избрания Канали в конце мая. Канали баллотировался как независимый кандидат, но его активно поддержала небольшая ультраправая партия «Братья Италии», к которой принадлежит Рашель. Бывший мэр Джорджио Фрассинети, неспособный остановить людей, приезжающих в город все еще пытается открыть музей, цель которого — рассказать людям о темном периоде Италии, а не прославлять его. Во время своего пребывания на посту мэра Фрассинети также боролся за то, чтобы закрыть сувенирные магазины по продаже фашистской атрибутики. Еще несколько лет назад в городе было три или четыре магазина. Сегодня работает только Predappio Tricolore, который продает все, от черных рубашек и фесок до бюстов Муссолини, кружек, календарей и даже детской одежды с одной из его знаменитых цитат – «Кто рискует — тот побеждает».

Владелец, Пьерлуиджи Помпильони, был в веселом настроении, наливая красное вино из бутылки, украшенной изображением Муссолини, для привлечения клиентов, которые пришли в пятницу. Местные жители шутят, что Помпильони – самый богатый человек Предаппио, много лет наслаждавшийся оживленной торговлей. «Но в последнюю пару лет из-за того, что склеп был закрыт, дела шли плохо», – пожаловался он. Он не видит ничего плохого в продаже товаров, которые прославляют фашизм. «Фашизм мертв, Муссолини мертв — те, кто покупает эти вещи, просто люди правых взглядов, которые хотят политических перемен». Но другие не согласны с этим. «Если мы думаем, что фашизм — это только ношение черной футболки или фески, мы очень сильно ошибаемся», – сказал Капаччи. «Муссолини может быть мертв, но созданная им идеология не совсем мертва, как это каждый день демонстрируется в новостях и политике, не только в Италии».

theguardian