КГБ-ФСБ-СБУ

«Душили, раздевали, били током. Пришлось сказать, что они хотели». Украинец – о том, как ФСБ выбивала из него показания о крымских татарах.

Житель Харькова Александр Стешенко 11 апреля 2018 года был похищен на КПП «Чонгар», когда пересекал административную границу между аннексированным Россией Крымом и Херсонской областью Украины. По его словам, неизвестные вооруженные люди захватили его и увезли в неизвестном направлении. Как позже выяснилось, они были из ФСБ России.

Несколько часов Стешенко держали в подвале, а потом официально арестовали: сначала на 12 суток по административной статье за неповиновение законному требованию сотрудника правоохранительных органов (по этой схеме ФСБ арестовывала и «крымских диверсантов), а затем еще раз, по уголовной статье о поджоге и экстремизме. Несколько месяцев Стешенко держали в подвале и требовали признаться в поджоге дома пророссийского муфтия Крыма Эмирали Аблаева, который одобрял аннексию.

Александр не выдержал пыток и подписал все нужные сотрудникам ФСБ показания, оговорив неизвестных ему людей. Представители ФСБ записали его признательные показания на видео, а российский суд в Крыму приговорил харьковчанина к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.​ В начале августа Стешенко освободили и он вернулся в Украину, рассказав проекту Крым.Реалии, что с ним произошло после похищения и ареста.

По словам Стешенко, в Крым он поехал, чтобы навестить друга в Алуште. Так он ездил не в первый раз, и не рассчитывал, что у него возникнут проблемы.

«В ФСБ я провел три месяца, с 24 апреля по 26 июля. Я не знаю, где находился, это был какой-то подвал, сырость, лежал один матрац на полу, – рассказал он. – Я был пристегнут наручниками, а к наручникам была пристегнута гиря весом в 24 килограмма».

«Самое тяжелое было – перенести пытки. Пока не записали видео, меня мучили каждый день. Меня перед судом привезли в Симферополь в СИЗО, так СИЗО отказалось меня принимать, потому что я плохо выглядел: весь синий, белки глаз красные, сосуды полопались от удушения», – замечает Стешенко.

Стешенко заставили дать признательные показания в рамках дела о якобы действовавшей в Крыму экстремистской группы. Она якобы была основана помощником лидера крымскотатарского народа Мустафы Джемилева Эролом Велиевым «по указанию председателя Меджлиса крымских татар Рефата Чубарова при поддержке СБУ». В состав, кроме Велиева, по утверждению ФСБ, входили «бывшие спортсмены-боксеры Стешенко и Третьяков», а Стешенко был непосредственно «направлен в Крым для подготовки и осуществления провокаций». Среди прочего эта группа якобы подожгла дом муфтия Крыма Эмирали Аблаева.

В отношении Велиева и Третьякова российские власти выдвинули обвинения заочно, они объявлены в федеральный розыск.

«Это все были фантазии ФСБ. Я не подпаливал этот дом, никогда не встречал ни Велиева Эрола, ни Александра Третьякова, я оговорил этих людей», – признается Стешенко​. – Как мне говорили, мы с ним вместе учились: он, оказывается, тоже заканчивал Харьковский авиационный институт. Но он старше меня на 10 лет, и мы не могли пересекаться. Когда я начал учиться, он уже закончил аспирантуру».

Видео допроса, на котором Стешенко дает признательные показания, стало одним из основных доказательств в деле. Украинец говорит, что был вынужден дать признания о поджоге под пытками.

«Мне говорили, кого надо назвать. Меня душили кульками, раздевали, били током, обливали водой, пытали, заставляли это сказать. Нестерпимо было, пришлось сказать то, что они хотели, – говорит он. – Мне дали бумагу с текстом, продиктовали, что я должен сказать, и все».

В СИЗО Симферополя, по словам Стешенко, есть специальный блок, в котором сидят украинцы, «которые якобы кто террорист, кто экстремист»:

«У них есть специальный, изолированный от общей массы блок, где содержат таких, как я, как Евгений Панов (один из украинцев, проходящих по делу «крымских диверсантов – НВ). Я с ним общался, он тоже незаконно осужден. Хороший человек, он помогал мне и объяснял, что надо делать.​ Владимир Балух тоже там был, я его видел, просто здоровались, но не общались».

Владимира Балуха ФСБ России задержала 8 декабря 2016 года. Суд в Крыму признал его виновным в хранении боеприпасов и приговорил к 3 годам и 7 месяцам лишения свободы в колонии-поселении, но позже его ​приговорили еще к 5 годам тюрьмы: начальник изолятора временного содержания в поселке Раздольное Валерий Ткаченко заявил, что Балух его избил.

Евгений Панов был арестован 10 августа 2016 года в Крыму в рамках «группы украинских диверсантов», которые якобы готовили теракты на полуострове. Суд Крыма приговорил украинца к восьми годам колонии строгого режима, сейчас он находится в колонии в Омске.

«Был еще татарин, фамилию не помню, зовут Тимур, якобы нашли у него книги «Хизб ут-Тахрир» (запрещенной в России международной исламской политической организации).

«Я не видел, в каких условиях содержится общая масса, но у нас очень плохие условия были. Шел снег, а окон не было, отопления нет, сырость постоянная, белье приносили сырое, – рассказывает Стешенко. – Все делалось для того, чтобы люди болели, страдали. Медицинской помощи не оказывали никакой».

НВ