цыгане

Криминальное чтиво. Как банда «гномов» убивала стариков в Воронежской области.

В 2002 году в четырех районах Воронежской области – Кантемировском, Лискинском, Подгоренском и Россошанском – стали нападать на стариков. До того как злодеев поймали, они совершили 14 разбойных нападений, пять убийств и одно изнасилование. Стариков пытали – ломали им ребра, прижигали утюгом, выбивали зубы, пробивали головы. С жертв срывали одежду и нательные крестики, из дома выносили все, вплоть до банок с консервами и дешевых иконок. Те, кто остались живы после нападений, твердили: разбойники крохотного роста, при этом говорят басом. На месте преступления нашли следы обуви маленьких размеров.

История получила большой резонанс. По одному из федеральных каналов показали сюжет, в котором палачей воронежских стариков представили как инопланетных существ – гоблинов-карликов, вырастающих из-под земли. По другой «версии», нападавшие были искателями подземных сокровищ – дескать, в этих местах в старину находились графские усадьбы и ее владельцы прятали клады: царские червонцы и фамильные драгоценности. Эту-то тайну якобы и выбивали из стариков.

О том, что было на самом деле, – в материале РИА «Воронеж». Имена и фамилии изменены по этическим соображениям.

Ночной кошмар

Около 23:00 22 февраля 2002 года одинокая 89-летняя Анна Буткова из села Лизиновка Россошанского района видела уже десятый сон. Разбудили бабулю звон разбившегося стекла и ворвавшийся в дом сквозняк.

Баба Нюра еще ничего не успела понять, когда увидела две черные фигуры, нависшие над кроватью. От ужаса старушка закричала. Незнакомцы заткнули ей рот, сорвали с нее одеяло и ночнушку и принялись тыкать ножом в руку и ногу, требуя денег. У Анны Викторовны из всех сбережений в доме хранились только 5 тыс. рублей, приготовленные «на смерть». И еще пять бутылок «Пшеничной» – для тех же целей. То, чем предполагалось ее помянуть, перекочевало в сумку разбойников вместе с «гробовыми». Злодеи перевернули в ее убогой комнатке все вверх дном, разорили шкаф с дряхлыми вещами и ушли.

Ночные набеги на стариков в Россошанском районе стали повторяться. Так, 3 марта залезли в дом к 75-летней пенсионерке из Россоши Софье Дуденко. Она единственная из всех смогла дать отпор негодяям – ударила одного из нападавших тесаком по голове.

– За полночь я услышала, что кто-то выставил окно веранды. Схватила тесак и ткнула наугад в темноту, вроде попала. Но вор влетел в комнату, кинул в меня банку с постным маслом, выбил шесть зубов. Бил меня, все пытался уши отрезать, не знаю как уворачивалась, а напарник его тем временем шарил по ящикам – деньги искал, – рассказывала она потом следователям.

В довершение всему злодеи надругались над пенсионеркой.

Грабители забрали больше 1 тыс. рублей, радиоприемник «Атлант», куртку-спецовку, две пачки маргарина, куриный окорочок и пачку дрожжей.

Шестнадцатого марта около 22:00 натерпелась страха еще одна бабуля – 84-летняя Полина Мокрицева из села Евстратовка Россошанского района. Бабушку тоже избили и поранили ножом. Забрали у нее в итоге чуть больше 4 тыс. рублей.

Убийства начались 27 марта 2002 года. За одну ночь напали сразу на двух стариков из села Большая Дмитровка Подгоренского района: 72-летнюю Анастасию Арепьеву и 88-летнего Ивана Попова.

Бабулю ударили по голове палкой и проломили ей череп. Убили из-за 300 рублей, утюга и банки с салом.

Следующей жертвой стал парализованный старик – Ивана Попова сбросили с кровати, связали ему руки, избили его ногами, требуя денег. Нашли 2,7 тыс. рублей. Старик после случившегося прожил всего два дня.

Бомжи и цыгане

Стражи порядка предположили, что убийцы передвигались на электричке. Через село, где произошли убийства, шла железная дорога. На ЮВЖД поселение значится как станция Перевальская, 746-й км. Все прочие нападения на стариков тоже совершались поблизости от этой ветки.

В ориентировках, которые распространила местная милиция, говорилось, что в преступлениях подозреваются двое мужчин кавказской наружности. Свидетели утверждали, что говорили они на непонятном языке, возможно, на одном из кавказских.

– Зацепок у следствия почти не было – дело-то происходило глухой ночью, в кромешной темноте. Грабители забирались через окна, никто из соседей ничего не слышал. Они были темноволосые, смуглые, один из них с бородой, общались на странном языке, вот и предположили, что кавказцы, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» бывший тогда начальником Россошанского ГРОВД Сергей Нефедов.

Злодеи не только забирали продукты с мест преступления, но даже ели их в домах жертв.

– У одной бабушки забрали кастрюли с котлетами – дочь ей накануне привезла. И кусок котлеты остался надкушенным на столе. Бабульку пытали, резали ее, утюгом прижигали, и при этом им кусок в горло полез… Уж совсем какие-то отмороженные были эти убийцы. Грешили на бомжей. У нас как раз на территории района был приемник-распределитель. Мы всю тамошнюю публику перешерстили, обошли все блошиные рынки, но никаких доказательств причастности бомжей к тем делам не нашли, – поделился занимавший пост начальника милиции общественной безопасности Россошанского ГРОВД Александр Коза. – Участковый делал подворовый обход на месте преступления, и кто-то из соседей вспомнил, что накануне убийства в эти места приходили цыгане-подростки.

В Воронежской области обитало много цыган, но, по его словам, именно россошанские слыли зажиточными:

– Они торговали на рынке, гнали самогон. Гадали, снимали порчу и сглаз. У каждого из них во дворе стояло по несколько машин. Поверить в то, что ради копеечной добычи они стали бы убивать людей, было невозможно.

На месте преступления остались следы 36-го и 38-го размеров. Была версия, что нападение совершают подростки-наркоманы. Опять же уцелевшие жертвы указывали на маленький рост разбойников.

– Но это предположение тоже было не очень правдоподобным. Подростки, конечно, бывают жестокими, но трудно было поверить, что до такой степени. На территории нашего региона, по крайней мере, они ничего подобного не совершали, – подчеркнул бывший в те времена заместителем начальника управления по борьбе с организованной преступностью ГУВД по Воронежской области Сергей Постовалов.

Последний бой ветерана

– Первоначально, когда потерпевшие стали рассказывать о гномах и карликах, мы отнеслись к этому со скепсисом. У пожилых людей на фоне стресса могли возникнуть какие-то галлюцинации. Спросонья могли просто что-то выдумать. Сложно было поверить в то, что в дом к старикам прибежало несколько гномов. Но вместе с тем все твердили об этих карликах, – вспомнил Сергей Постовалов.

Ночные налеты на дома стариков продолжались. Девятого мая ворвались в дом к 90-летней жительнице Россоши Марье Матвеенко. Привязали ее к кровати, завязали рот и утащили ее «гробовые» – 7750 рублей – и 19 бутылок водки. Через 20 дней напали на пенсионеров из Зайцевки Кантемировского района. Утащили у них все их богатства: 500 рублей и наручные часы «Победа» и «Луч».