религия

В США многие видят в России врага. Но некоторые круги поддерживают с Россией интенсивные контакты. Например, в религиозной организации Всемирный конгресс семей, имеющей филиалы как в США, так и в России, общими силами выступают против абортов, гомосексуализма, за «традиционные» ценности.

Вице-президент США Майк Пенс (Mike Pence) однажды так охарактеризовал сам себя: «Я — христианин, консерватор и республиканец, именно в такой последовательности».

Два года назад Пенс выступил в Вашингтоне на Всемирном саммите в защиту гонимых христиан, конференции евангельских христиан, отрицающих теорию эволюции, считающих аборт дьявольским деянием и выступающих за традиционную гетеросексуальную семью.

«Все, кто хочет вести богоугодную жизнь во славу Иисуса Христа, подвергаются преследованиям. Реальность свидетельствует, что во всем мире никакие другие верующие не испытывают на себе такой вражды и ненависти, как последователи Христа».

Но на первые страницы газет Пенс попал не из-за этого выступления перед евангелическими христианами, а из-за прошедшей вслед за этим приватной встречи с приехавшим из Москвы участником конференции — митрополитом Иларионом, отвечающим в Русской православной церкви за внешние связи. Ведь большинство американцев видят в политике России угрозу, в этом — по меньшей мере официально — существует консенсус между республиканцами и демократами.

После аннексии Крыма и особенно после вмешательства России в президентские выборы в 2016 году США свели до минимума официальные контакты с российскими функционерами. Но связи внутри движения христианских правых сил в США и России продолжали существовать всё это время и развивались вне правительственного уровня.

Аллан Карлсон как ключевая фигура

Ключевая фигура этого движения — Аллан Карлсон (Allan Carlson). Он — пенсионер, живущий с семьей и двумя собаками на ферме неподалеку от города Рокфорд в штате Иллинойс. Около 25 лет назад вместе с российскими партнерами он создал Всемирный конгресс семей, международную организацию со штаб-квартирой в США.

Карлсон — историк и лютеранин. Еще в 80-е годы он работал на ультраконсервативный американский аналитический центр «Рокфордский институт», где писал статьи о семье, которую называл «естественной». В 90-х годах ему неожиданно позвонили из Москвы. Российский социолог Анатолий Антонов, в то время профессор Московского государственного университета, сообщил, что интересуется идеями Карлсона.

«Мы спрашивали себя, почему в США и Западной Европе падает рождаемость и снижается популярность брака, и в России происходит то же самое. Мы хотели выяснить, в чем причины этого явления. С самого начала мы исходили из общей установки, что существует традиционная форма семьи, универсальная для всего человечества».

В 90-е годы Организация Объединенных Наций стала более интенсивно заниматься политикой народонаселения и необходимостью планирования семьи. Карлсон и Антонов наблюдали за этим с озабоченностью. Они оба придерживались мнения, что этот процесс необходимо остановить и предотвратить контроль за рождаемостью в мире. В 1995 году они впервые встретились в Москве и собрали вокруг себя единомышленников. Так возник Всемирный конгресс семей. С тех пор каждые два года его члены встречаются на одноименных конгрессах, последние прошли в Праге, Женеве, Мехико и Варшаве.

Борьба с «либеральной диктатурой»

Вскоре к движению присоединились сотни людей. Они говорили о сохранении традиционной семьи, состоящей из мужчины и женщины, о необходимости рождения детей, возмущались предоставлением прав сексуальным меньшинствам и тем, что они называли «либеральной диктатурой», распространяющейся по миру.

С российской стороны движение поддержали влиятельные спонсоры. Прежде всего — Владимир Якунин, бывший начальник российских государственных железных дорог и доверенное лицо Владимира Путина. Позднее он основал аналитический центр в Берлине, существующий до сих пор.

«Якунин — влиятельный российский националист (ЧТО!? прим.ПН14). Он не сторонник американской внешней политики, и поэтому я пытался избегать в разговоре с ним острых тем. Его жена Наталья с ее фондом «Святость материнства» также активно участвовала в нашем деле. Они оплачивали расходы движения в России. Но мы никогда не брали от них денег напрямую».

«У нас было свободное время, и мы решили использовать его с пользой»

К тому времени с российской стороны координацией работы Всемирного конгресса семей стали заниматься более молодые люди — Алексей Комов и его жена Ирина. Комову около сорока пяти лет. Он получил диплом экономиста в одном из британских высших учебных заведений и до 2008 года вместе с женой занимался консультированием международных компаний.

«Потом разразился финансовый кризис 2008 года. Вдруг у нас появилось свободное время, и мы решили использовать его с пользой. Мы приобщились к православной вере и отправились к протоирею Дмитрию Смирнову, председателю Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Мы спросили его: чем мы можем помочь? Он нам сказал: есть такая организация Всемирный конгресс семей. Поговорите с ними, возможно, вы сможете сотрудничать. Так мы и поступили».

Комов придал движению новый импульс. Если до сих пор в России организацией движения противников абортов занимались социологи, то теперь на первый план выдвинулась религиозная составляющая. Хотя Комовы и Карлсон относились к разным конфессиям, они хорошо понимали друг друга.

У Комова были большие планы. В 2014 году Всемирный конгресс семей должен был состояться в Москве. Политическая обстановка тому благоприятствовала. Российский президент провозгласил консервативный поворот в политике. В своей речи о положении нации в конце 2013 года Путин говорил о претензиях России на ведущую роль в мире и обосновал их консервативными ценностями, которые отстаивает Россия:

«Мировое развитие становится всё более противоречивым и более динамичным. В этих условиях возрастает историческая ответственность России. Мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной».

Россия как авангард движения

Во Всемирном конгрессе семей Карлсона Россию рассматривали как авангард движения. Проведение конгресса в Москве должно было это подчеркнуть. Но тут Россия аннексировала Крым, развязала войну на востоке Украины, а российская зенитная ракета сбила малайзийский пассажирский лайнер, на борту которого было 298 человек. Многие западные государства ввели санкции против России, прежде всего США. Под удар попал и шеф железных дорог и доверенное лицо Путина Владимир Якунин, один из спонсоров Всемирного конгресса семей с российской стороны.

Как рассказывает Аллан Карлсон, конгресс в Москве в том году чуть было не сорвался из-за санкций. «Нам как спонсорам пришлось воздержаться от участия. Закон предусматривал суровые наказания для тех, кто нарушал санкции».

Но сработали обширные связи Алексея Комова. Бывший бизнес-консультант привлек к делу Константина Малофеева, православного российского олигарха, мечтающего о восстановлении некоего христианского царства. Вместе с главой железных дорог Якуниным он дал денег на проведение конгресса 2014 года в Москве. Пикантная деталь: чуть позже и олигарх Малофеев оказался в санкционном списке США. Он финансировал сепаратистов в Крыму и Донбассе.